Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в пятницу дал пресс-конференцию специально для того, чтобы рассказать об особенностях новых антимонопольных правил, которые должны вступить в силу с 23 августа. Речь идет о так называемом втором антимонопольном пакете.
Я не представляю, что могут быть установлены государственные цены на бензин и тому подобное, и против этого
«Антимонопольное регулирование является во всем мире альтернативой государственному регулированию цен. Я не представляю, что могут быть установлены государственные цены на бензин и тому подобное, и против этого», – заявил Артемьев.
По его словам, в этом месяце ФАС планирует завершить вторую серию дел против нефтяных компаний. Артемьев уточнил, что 90% дел проходит по 10-й статье – «Злоупотребление доминирующим положением», в соответствии с которой преступлением считается третье нарушение за три года.
«Мы надеемся все суды выиграть и сильно их (нефтяные компании) оштрафовать», – цитирует главу антимонопольной службы ПРАЙМ-ТАСС.
Артемьев особенно подчеркнул, что ФАС считает рост цен на топливном рынке России неадекватным, пригрозив нефтяникам новыми разбирательствами.
«Мы считаем рост цен, отмеченный на рынке (автомобильного топлива) в последнее время, неадекватным, в связи с чем хотели бы предупредить нефтяные компании, что в случае его продолжения можем возбудить третью серию дел в их отношении уже по новому, более жесткому антимонопольному законодательству», – сказал он.
Артемьев уточнил, что «это может быть сделано после 23-го числа (августа), когда вступит в силу второй антимонопольный пакет и у ведомства будет гораздо больше возможностей доказать в суде свою правоту».
«Пока такое решение еще не принято, – уточнил глава ФАС. – Мы обращаемся прежде всего к компаниям «большой четверки» (ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, Роснефть, «Газпром нефть»), чтобы они еще раз пересмотрели свою политику, прежде всего в отношении оптовых цен».
По данным Артемьева, в настоящее время оптовые цены «соответствуют пиковым, когда цена на мировом рынке была максимальной – 120–130 долларов за баррель».
Второй антимонопольный пакет, в частности, уточняет определение монопольной цены. Монопольно высокой ценой «может быть признана такая цена, которая связана с неснижением цены, когда мировые цены падают».
Среди прочего поправки в законодательство позволят ФАС заставить нефтяников продавать часть продукции на бирже. Сейчас, как рассказал Артемьев, активно продает топливо на биржах только ТНК-ВР. Небольшие объемы на бирже реализует также Роснефть.
Предупреждения Артемьева о возбуждении третьей серии дел аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин называет всего лишь психологической атакой, малоэффективной окажется и отправка нефтяников на биржу.
Единственным, что реально может изменить ситуацию на топливном рынке России, эксперт считает приближение экспортных пошлин на нефтепродукты к экспортным пошлинам на нефть. Об этом говорил и Артемьев. По его словам, наиболее правильная система заключается в том, что бы соответствующие экспортные пошлины на темные и светлые нефтепродукты, во-первых, сравнять друг с другом, во-вторых, подтянуть их к экспортным пошлинам на нефть.
«Если принять экспортную пошлину на нефть за единицу, то соответствующие пошлины на темные и светлые нефтепродукты должны быть в районе 0,8. А то они у нас все время в районе 0,4, то 0,5 (от размера экспортной пошлины на нефть). В результате получается, что нефтепродукты при таких низких экспортных пошлинах вылетают за рубеж», – пояснил глава ФАС.
«Реальные цены должны исходить из паритета внутренней и внешней цены», – соглашается Лютягин.
Не останется без внимания ФАС и необоснованное повышение цен на электроэнергию в Сибири. Попытки спекулировать на аварии на СШГЭС будут пресекаться, пообещал Артемьев. Сославшись на 25-ю статью Закона «Об электроэнергии», он напомнил, что у антимонопольного органа есть возможность «следить за манипулированием ценой или за установлением монопольной цены на электроэнергию».