Минпромторг России предлагает реализовать в 2010 году пилотный проект по приему в утиль как отечественных, так и импортных автомобилей старше 10 лет. Желающие избавиться от «рухляди» получат премию в 50 тыс. рублей для покупки нового автомобиля, произведенного в России.
Одной из самых острых проблем российского авторынка остается средний возраст эксплуатируемых автомобилей
Принципы введения «утилизационных премий» накануне одобрила рабочая группа Минпромторга, сообщается на официальном сайте ведомства.
Еще в конце мая правительство поручило Минпромторгу совместно с несколькими министерствами проработать вопрос проведения в 2009–2010 годах эксперимента по созданию в стране системы утилизации транспортных средств.
В рабочую группу вошли представители Минфина, Минрегиона, Минприроды, МВД, ФНС, администрации Москвы и Московской области, Объединения автопроизводителей России, а также крупные дилеры и независимые эксперты.
«Мы предполагаем в рамках пилотного проекта принимать к утилизации автомобили старше 10 лет как отечественного, так и импортного производства, которые были зарегистрированы на последнего владельца не менее одного года», – сказал директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ Алексей Рахманов.
Предлагаемая схема проста: при сдаче автомобиля в утиль потребитель получает ваучер (сертификат) номиналом 50 тыс. рублей, который он может использовать только на приобретение нового автомобиля российского производства, включая машины, производимые в режиме промышленной сборки.
«Одной из самых острых проблем российского авторынка остается средний возраст эксплуатируемых автомобилей, около 50% парка старше 10 лет. Запуск пилотного проекта позволит, с одной стороны, поддержать производителя, а с другой – стимулировать обновление автопарка», – пояснил Рахманов.
В качестве площадок для осуществления эксперимента рассматриваются Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород и другие российские города.
Размер финансирования в 2010 году такой программы из бюджета только обсуждается. «Пока нет четкой модели, как это будет работать. Есть несколько вариантов, которые определятся в течение ближайших двух недель», – сообщили «Интерфаксу» в Минпромторге РФ. В процессе обсуждения сейчас и вопрос о привлечении к участию в программе автодилеров и существующие центры утилизации.
Премии автомобилистам за утилизацию старого транспортного средства платят уже в 12 странах ЕС
«Позиция министерства в этом вопросе остается неизменной – мы за обновление парка и более безопасные и экологичные автомобили», – подчеркнул Рахманов.
Таким образом, Россия перенимает опыт западных стран, где подобные программы уже дали существенный прирост продаж новых автомобилей.
Например, жители Германии могут получить 2 500 евро на покупку экономичного автомобиля, если сдадут на утилизацию автомобиль старше девяти лет. Сейчас германский рынок показывает феноменальные результаты, идя на рекорд за всю свою историю: в июне продажи автомобилей выросли на 40%, тогда как в январе упали на 14%.
В России за семь месяцев 2009 года продажи автомобилей в годовом выражении рухнули на 58%.
По данным агентства «Автостат», премии автомобилистам за утилизацию старого транспортного средства платят уже в 12 странах ЕС, на которые приходится 90% авторынка региона.
Во Франции размер доплаты колеблется от 1 000 до 5 000 евро (в зависимости от уровня выброса вредных веществ в атмосферу) для владельцев транспортных средств старше 10 лет, пожелавших сдать их в утиль и купить новую машину. В Италии программа подобна французской: доплата за сдачу в утиль автомобиля старше девяти лет также зависит от уровня выбросов и колеблется в диапазоне от 1 500 до 6 500 евро.
Утилизационные премии действуют также в Великобритании (200 фунтов), Испании (2 000 евро), Португалии (1 000–1 200 евро), Голландии (750–1 750 евро), Люксембурге (1 500–1 750 евро), Австрии (1 500 евро), Румынии (1 000 евро), Словакии (2 000 евро) и Греции (специальная такса).
В США в настоящее время действует программа, получившая название «Деньги за авторухлядь». На реализацию программы было выделено более 2 млрд долларов.
Так называемый план CARS предлагает владельцам автомашин, внедорожников и грузовиков ваучеры до 4 500 долларов на приобретение нового, более топливосберегающего автомобиля за сдачу старого и неэкономичного, сообщает BBC.