Закончился второй «экономический» день форума в Петербурге. Тон дискуссиям с утра задал президент Медведев, рассказавший о том, в каком кризисе мы все оказались, где его дно и что нужно менять. Президент вновь поднял тему необходимости реформирования системы резервных валют, похвалил евро. Медведев заявил, что нужно изменить мировую финансовую систему вместе с МВФ и ВБ. После, в дискуссии о кризисе, предположил, что доллар будет подвергаться серьезному инфляционному давлению. Пообщался с крупными западными и российскими бизнесменами.
Мы, русские, любим работать, когда у нас нет ничего
Аркадий Дворкович на английском языке больше часа беседовал с экономическими гуру из развитых стран, Герман Греф окружал заботой посетителей стенда Сбербанка, Александр Шохин делился идеями по переселению игорного бизнеса в Сочи и на остров Русский на Дальнем Востоке.
Игорь Сечин говорил о справедливой цене на нефть, а Анатолий Чубайс – о нанотехнологиях.
Красивым завершающим аккордом в этой сугубо экономической истории стала вечерняя дискуссия «Мировое кино в период кризиса». Модератор дискуссии специальный помощник управляющего директора Ingenious Media plc Мартин Смит начал разговор с большой вводки на своем родном английском языке. Долго говорил о том, что ему нравится и не нравится в мировом кино, и первым обратился к русскому продюсеру Сергею Сельянову. По остроте монологам Сергея не было равных.
Как российскому кинематографу живется в период кризиса, поинтересовался Смит у Сельянова.
«Мы, русские, любим работать, когда у нас нет ничего – ни денег, ни ресурсов, – признался Сельянов, чем повеселил Смита. – На голом энтузиазме, так сказать. Но умение выживать у нас тоже есть…»
По мнению Сельянова, кинорынок России в момент кризиса еще не набрал таких масштабов, чтобы кризис мог его поколебать. «К счастью, он был маленьким, – улыбнулся продюсер. – Стал в два раза меньше. Но в абсолютных цифрах это немного».
Когда речь зашла о пиратстве в киноиндустрии, Сельянов был непреклонен. «Я сторонник очень жесткой линии, – признался он. – На сегодняшний день Интернет дает почти неограниченные возможности бесплатного и нелегального доступа. Он напоминает такой всемирный банк, где любой желающий может снять деньги с моего счета».
Сельянов убежден, что рано или поздно Интернет будет поставлен под контроль. Может быть, по экономическим причинам, а скорее, после какого-нибудь теракта, который произойдет при помощи мировой паутины, размышлял продюсер. Так почему бы не поставить его под контроль прямо сейчас? Контент, по его мысли, нужно продавать за деньги, пусть небольшие, но деньги.
Режиссер Тимур Бекмамбетов Интернет любит больше. Он заметил, что в Сети родилось и живет совершенно новое поколение людей, с которыми все равно придется как-то находить общий язык. И если миллионы людей уже привыкли брать бесплатно, а потом делиться этим с другими, их уже не переучишь.
Далее он сделал неожиданное открытие по поводу мирового финансового кризиса: по его разумению, кризис был предсказан в самых известных фильмах последнего десятилетия.
«Кино видит проблемы и рассказывает о них задолго до кризиса, – пояснил режиссер. – Фильмы конца 90-х как раз и говорили об этих кризисных явлениях, о том, что отсутствуют новые идеи. В последнее время на первый план вышла идея, как покинуть этот страшный мир и перейти в другой, придуманный, и стало очень популярным фэнтези. «Матрица», все части «Властелина колец» – все об этом».
Интересное суждение Бекмамбетов высказал о проблеме недофинансирования кинофильмов. Он признался, что свой первый самостоятельный фильм – он повествовал о гладиаторшах в Древнем Риме – снял почти за смешные деньги – 250 тысяч долларов. Оказывается, когда у тебя есть ограничение по деньгам, тогда и появляется подлинная творческая свобода, ограниченный бюджет заставляет понимать суть вещей и искать самые творческие решения.
Продюсер Сергей Сельянов привел статистику соотношения интернациональных и местных картин в разных странах – везде она оказалась примерно одинаковой и кардинально меняться не собирается даже из-за кризиса.
«Где-то 70% сеансов приходятся на «американские фильмы» – так я называю не только голливудскую продукцию, но и все, что с мультикультурным месседжем. И 25–30% приходится на национальный, местный контент. Без него зритель тоже не может, а то зрителя в какой-то момент начнет тошнить от американской продукции. Такое соотношение и останется. В этом смысле я консерватор», – добавил он.
Следом неожиданно оказавшийся в первом ряду зрителей актер Владимир Машков произнес пламенную речь о том, смогут ли великий американский и великий русский кинематографы объединиться в один, и признался, что знает, с чего в Америке начался пресловутый кризис. По наблюдениям Машкова – с забастовки сценаристов в Голливуде. С тех пор все и покатилось.
Напоследок Тимур Бекмамбетов порадовался политике компании Walt Disney, которую во время дискуссии представлял председатель совета директоров Энди Бёрд. Бекмамбетов сказал, что, кажется, появилась положительная новость для русского кинематографа. Из-за кризиса Walt Disney намерен сократить производство фильмов, и у наших режиссеров и продюсеров появляется шанс занять освободившуюся нишу.