По данным Международного энергетического агентства, общее потребление газа в Евросоюзе снизилось в феврале на 6,1%, а за два месяца 2009 года – на 2,4% (по отношению к аналогичному периоду 2008 года).
В то же время поставки российского Газпрома в Европу сократились гораздо значительнее. Так, согласно обнародованному отчету Газпрома по РСБУ, за январь – март сокращение составило 39% – до 29,1 млрд кубометров. Поставки в Германию и Италию рухнули вообще вдвое. По данным ЦДУ ТЭК, в феврале поставки снизились почти на 40%.
В целом же доля Газпрома на европейском рынке (включая Турцию) упала в I квартале с 30% до 18%, пишет в понедельник газета «Ведомости», ссылаясь на данные директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина.
Российская монополия по-прежнему остается крупнейшим поставщиком на европейский рынок, однако вышедшие данные заставляют задуматься. Причины происшедшего «Газпром экспорт» официально не комментирует. Впрочем, по мнению его менеджеров, европейцы ждут резкого снижения цен на российский газ в III квартале, используя сейчас топливо местных производителей, сжиженный газ из Африки и запасы в хранилищах, отмечает издание.
Принцип «бери или плати» в контрактах с Газпромом этому не мешает. Деньги за невыбранный газ потребитель платит только по итогам года, а в III–IV кварталах закупки вырастут, а вот цена уже будет другой.
Сегодня, по подсчетам Корчемкина, средняя цена газа для ЕС составляет порядка 390–400 долларов за тысячу кубометров. В то же время цены норвежской StatoilHydro – крупнейшего конкурента Газпрома на рынке ЕС – равнялись 360–370 долларам, Shell — 333 доллара. А у BP средняя цена продаж в Европе и в I квартале составила всего 196,4 доллара.
На главных рынках Западной Европы Газпром начал терять свои позиции еще в прошлом году. По данным Евростата, импорт у 27 стран ЕС вырос на 5%, при этом доля Газпрома в нем снизилась, а у Норвегии, напротив, выросла.
Эксперты отмечают, что специально завышать цены Газпром не может, так как в контрактах действует формула. Тем не менее он мог бы предоставлять скидки, и в этом случае продажи не упали бы так сильно.
Пока же гибкостью по отношению к своим клиентам компания похвастаться не может. Как результат – падение прибыли в первом квартале почти в пять раз до 33 млрд рублей.