О подписании новых указов президентом Виктором Ющенко стало известно от уполномоченного представителя президента Украины по вопросам международной энергетической безопасности Богдана Соколовского в Цюрихе.
Описаны подходы, которые пригодны для марсианских инвесторов
Напомним, 23 апреля в Брюсселе украинское правительство, Еврокомиссия, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Всемирный банк подписали декларацию о модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины. Документ не предполагал участие России и вызвал большой скандал – российские высшие руководители даже отказались выдавать Украине обещанный кредит.
После подписания меморандума кабинет министров поручил Минтопливэнерго и НАК «Нафтогаз Украины» до конца 2009 года утвердить технико-экономические обоснования модернизации ГТС. Сейчас Ющенко решил тоже принять участие в реконструкции украинской трубы. Напомним, что конфликтующая с президентом премьер Юлия Тимошенко недавно пообещала во время визита в Москву Владимиру Путину о том, что Россия будет участвовать в модернизации ГТС.
Эксперты сочли инициативы Ющенко слишком неконкретными.
«Тут главный момент – создание рабочей группы, как, впрочем, и планировалось. В недельный срок президенту должны представить персональный состав этой группы», – поясняет в интервью газете ВЗГЛЯД директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований Владимир Сапрыкин.
«Также речь идет о порядке привлечения заказчиков, подрядчиков, инвесторов. То есть как будет действовать механизм заключения контрактов и механизм получения денег. Поскольку это декларация, мы начинаем с чистого листа разрабатывать основные механизмы, технические задания, нормы, порядки. И, к сожалению, тут ничего не сказано о создании экономического механизма. По крайней мере, для меня непонятно, каков будет экономический механизм участия инвесторов в этом проекте. Я вижу модель только чисто банковскую – предоставление кредитов», – обращает внимание на детали документа эксперт.
Аналитик считает, что предлагаемый командой президента вариант предполагает предоставление займов и зарабатывание процентов на них. При этом Владимир Сапрыкин оценил творчество президента как первичный план, который нужно корректировать: «Президент дает задания, чтобы сделать первые шаги. Это документ общего характера и не касается реформирования газового сектора в целом и НАК «Нафтогаз» в частности. Хотя это вопрос важный, и непонятно, как он будет реализовываться».
На вопрос об участии России в украинско-европейских планах реконструкции и модернизации ГТС в связи с новым указом собеседник газеты ВЗГЛЯД отметил: «Тут нет не только России, но и Европейского Союза. В данном случае описаны подходы, которые пригодны для марсианских инвесторов».
Второй указ президента, который разрекламировал в Швейцарии Богдан Соколовский, касался запуска нефтепровода «Одесса – Броды» в аверсном режиме.
«Речь не идет о запуске, а лишь о подготовке мероприятий, направленных на реализацию проекта», – считает директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований Владимир Сапрыкин.
Напомним, 24 апреля на общем собрании акционеров СП «Сарматия» было утверждено ТЭО Евро-Азийского нефтетранспортного коридора на базе нефтепровода «Одесса – Броды». Однако экспертов разочаровал документ объемом в несколько листков, в котором не было ни одной реальной цифры. В частности, ни потенциальной пропускной возможности этого нефтепровода, ни просчитанного возможного тарифа на прокачку…
Использование нефтепровода «Одесса – Броды» в аверсном режиме было предусмотрено проектом его строительства. Этот нефтетранспортный проект изначально планировался для диверсификации поставок нефти на украинские НПЗ и для развития транзитных возможностей страны. Его строительство было завершено в мае 2002 года.
Магистраль имеет длину 674 км, диаметр трубы – 1020 мм. Мощность первой очереди нефтепровода и терминала составляет 9–14 млн тонн в год. Нефтепровод планировалось использовать для прокачки каспийской нефти в Европу в обход России.
Украина на протяжении двух лет с момента завершения строительства безуспешно пыталась договориться о ее транспортировке в прямом направлении. Не получив конкретных предложений со стороны компаний, а лишь обещания дружественных президентов стран СНГ, правительство Украины в конце июня 2004 года разрешило использовать трубопровод для транспортировки российской нефти в реверсивном режиме.
Сейчас российская нефть идет из Бродов в Одессу и дальше – танкерами через черноморские проливы. Однако Киев все это время пытался достроить трубопровод и все-таки повернуть его в первоначальном направлении, что вызывало достаточно острую реакцию со стороны России. Однажды посла России на Украине Виктора Черномырдина до такой степени рассердил вопрос о реверсе, что он возмущенно прочитал лекцию о том, что прежде чем строить трубу нужно подумать, для чего ее строить. А у Украины, по мнению Черномырдина, вышло наоборот: сначала вложили огромные деньги и построили нефтепровод, а потом бросились искать, чем бы его наполнить. И резюмировал: «Радуйтесь, что труба работает хоть в реверсе. А не ржавеет».
«Я не вижу в этом документе пункта о том, что необходимо подписать контракты с поставщиками нефти», – указывает Владимир Сапрыкин, отмечая, что есть лишь общие слова о необходимости привлечения стран к сотрудничеству. В частности, речь идет о Белоруссии, Казахстане, Словакии, Чехии. Однако, по мнению эксперта, с Минском такое сотрудничество не представляется возможным, Казахстан никогда не говорил Украине нет, однако их «Одесса – Броды» явно не интересует. А со Словакией и Чехией нужно подписывать транзитные контракты.
«В указе есть много заданий. Но непонятно, кто, например, будет финансировать строительство дорогостоящих резервуаров», – отмечает директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований.
Кроме того, в документе предлагается российской стороне, которая ныне наполняет трубу в реверсном направлении, перейти на другой нефтепровод. «Надо смотреть контракты. Возможно ли прервать поставки и перенести их на другой маршрут?» – поясняет эксперт.
Резюмируя анализ предложений Ющенко по нефтепроводу «Одесса – Броды», Владимир Сапрыкин отмечает, что, как и ранее, у Украины нет нефти для наполнения трубы в аверсном режиме.
По мнению аналитика, даже в течение этого года Азербайджан мог бы предоставить Украине 7 млн тонн своей нефти, которая продается на тендерах в черноморских портах. Однако исходя из последних заявлений президента Азербайджана Ильхама Алиева эксперт делает вывод, что он пока поддерживает Ющенко лишь на словах, ожидая заключения конкретных контрактов. А их пока нет.
«Минимум через два года нефтепровод сможет качать нефть в аверсе», – резюмировал эксперт.