Месяц для конфликтов
Во вторник закончился очередной эпизод российско-украинского энергетического противостояния. Закончился тем, что в 2010 году транзит черного золота через украинский нефтепровод Одесса − Броды для российских нефтяных компаний станет дороже. Об этом, как передает «Интерфакс», представитель «Нафтогаза Украины» Валентин Землянский.
Мы готовы поставлять, у нас есть контракты, но если кто-то из транзитных стран злоупотребляет, что тут поделаешь?
«Украина и Россия договорились о повышении ставок на транзит нефти в 2010 году на 30%», − сказал он.
Дополнения к существующим контрактам, как сообщил представитель украинского министерства топлива и энергетики Фэнт Ди, подписаны на уровне главы правления «Укртранснафты» Александра Лазорко и вице-президента «Транснефти» Михаила Арустамова.
«В дополнениях к контрактам зафиксированы гарантированные объемы поставки нефти в Европу через порт Южный в объеме не менее 15 млн тонн. Также зафиксированы объемы по маршруту Одесса – Броды», − цитирует агентство чиновника. Официальный представитель Министерства энергетики России Ирина Есипова подтвердила газете ВЗГЛЯД, что договоренности с украинской стороной достигнуты, и традиционной предновогодней эскалации энергетического конфликта между двумя странами удалось избежать. Вот только повышение тарифов, по ее словам, составит не 30%, как утверждает украинская сторона, а будет находиться на уровне 20%.
В самом деле, по данным «Интерфакса», который цитирует неназванного источника в правительстве, новое соглашение между Россией и Украиной предусматривает на 2010 год ставку транзита в размере 6,6 евро за тонну нефти по сравнению с 7,8 доллара (5,58 евро) за тонну в текущем году. Путем несложных арифметических действий можно прийти к выводу, что транзит подорожает не на 30%, как говорит украинская сторона, а максимум на 20% (по нынешнему курсу вообще на 18%).
Для сравнения – стоимость прокачки одной тонны нефти через Белоруссию по самому дорогому западному направлению составляет 2,43 евро (3,5 доллара), в сторону Балтии – 2,08 евро.
Это совсем немного, учитывая потенциально светившие российский нефтяникам миллиардные штрафы и особенно тот факт, что с учетом инфляции реальная индексация тарифа составит лишь 8−10%. Таким образом, если брать тот факт, что в следующем году отечественный ТЭК хочет провести через нефтепровод Одесса − Броды порядка 6 млн тонн нефти, то можно прийти к выводу, что Украина в результате «шантажа» России реально получит всего... порядка 6,3−6,5 млн евро.
Проект века
Впрочем, несмотря на локальное поражение в виде повышения стоимости транзита Россия одержала в новой энергетической схватке с Украиной глобальную победу, сохранив контроль над стратегически важным нефтепроводом Одесса − Броды.
Напомним, последний строился вовсе не для того, чтобы обслуживать интересы российской нефтянки. Как раз наоборот, этот трубопровод протяженностью 667 км был проложен из Одессы в город Броды (Львовская область) для того, чтобы Украина имела возможность осуществлять транзит нефти из Каспийского региона в обход России.
Предполагалось, что азербайджанская нефть по трубопроводу будет поступать в грузинский порт Супса, откуда на танкерах переваливаться в украинский порт Южный (Одесская область). Затем по «трубе» мощностью 14,5 млн тонн топлива в год нефть должна была оказываться в Бродах, а уже оттуда вливаться в южную ветку нефтепровода «Дружба».
Однако амбициозное начинание не увенчалось успехом : Украине, Азербайджану и Грузии не удалось договориться об условиях прокачки топлива. Поэтому чтобы нефтепровод не простаивал, его запустили в реверсном режиме – перекачивать российскую нефть из «Дружбы» в Южный для погрузки на танкеры и последующей отправки в Европу.
«Это просто неприемлемо»
О том, что нефтепровод Одесса − Броды должен работать не в интересах России, а Украины, заявил президент этой страны Виктор Ющенко еще в мае 2009 года. Тогда же он подписал указ об аверсном режиме функционирования этого трубопровода. «Лишить Россию контроля за трубопроводом Одесса − Броды уже давно является стратегической целью Ющенко», − объясняет глава Фонда энергетической безопасности Константин Симонов.
Путин обратил внимание на то, что транзитные страны могут злоупотреблять своим положением для того, чтобы получать топливо по внутренним ценам, а также создания серого рынка для перепродажи
Затем, по словам вице-премьера РФ Игоря Сечина, в декабре подразделение Нафтогаза обратилось в «Транснефть» с предложением по изменению действующего режима прокачки нефти и тарифов с введением ряда дополнительных условий.
В частности, украинская сторона заявила о том, что считает заключенный в 2004 году контракт «неприемлемым», особенно в части снижения объемов прокачки топлива. По данным, которые приводит «Интерфакс», «Укртранснафта» в январе − ноябре 2009 года снизила объемы прокачки нефти на 4,7% по сравнению аналогичным периодом 2008 года − до 35,5 млн тонн. Транзит нефти через трубопроводную систему уменьшился на 9,4%. Таким образом, Украина недополучила за это время около 12 млн долларов. Поэтому одним из главных «дополнительных условий» с украинской стороны как раз и стало внедрение принципа «качай или плати» (предусматривает серьезные штрафы за снижение транзита).
Другим принципиальным требованием украинской стороны стало предложение увеличить ставки транзита нефти. Для России подобные требования соседей стали сюрпризом, и, по давней практике взаимоотношений РФ и ЕС в энергосфере, глава Минэнерго Шматко официальным письмом уведомил Европейский союз о возможной остановке прокачки нефти из-за нерешенных вопросов с Украиной по поводу транзита.
Кроме того, по словам Шматко, о переговорах были проинформированы главные потребители топлива из нефтепровода Одесса − Броды − Словакия, Венгрия и Чехия. Собственно, поэтому Словакия и подняла тревогу, собрав внеочередное заседание Совета безопасности страны.
Украинская атака...
При этом российская сторона неизменно утверждала, что транзитные обязательства России будут выполнены. «Мы готовы поставлять, у нас есть контракты, но если кто-то из транзитных стран злоупотребляет, что тут поделаешь?» − цитирует «Интерфакс» агентство премьер-министра Владимира Путина. Он также обратил внимание, что, по его мнению, транзитные страны могут злоупотреблять своим положением для того, чтобы получать топливо по внутренним ценам, а также создания серого рынка для перепродажи.
Затем, как сообщил газете ВЗГЛЯД источник в Минэнерго, события стали развиваться следующим образом. Представители украинской стороны намекнули «Транснефти», что в случае отказа российской стороны увеличить плату за транзит украинцы откажутся от реверсного использования и, как о том и «повелевает» указ Виктора Ющенко, заполнят трубу азербайджанской нефтью.
...И российская контратака
Теоретически Россия, если бы пошла на принцип, вполне могла бы осадить взъерепенившегося соседа. «Например, это можно было бы сделать через давление на Азербайджан, чтобы тот не заигрывал с Украиной, тем более что реальные рычаги у нашей страны для этого есть», − уверен Константин Симонов.
В самом деле, как сообщил 26 декабря президент Госнефтекомпании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев, в 2010 году эта корпорация в два раза увеличит поставки газа в Россию (до 1 млрд кубометров в год). Подобное соглашение очень выгодно для этой среднеазиатской страны, так как конъюнктура мирового спроса на газ сегодня не слишком хороша. И вряд ли президент Азербайджана Ильхам Алиев пошел бы на конфликт с Россией, если бы наша страна увязала соблюдение этого контракта с возможной сделкой с Украиной. «Ильхам Алиев только на словах большой демократ и сторонник всеобщей открытости, − говорит источник газеты ВЗГЛЯД в Минэнерго. − Как только дело доходит до бизнеса, он очень даже практичен. Так что вряд ли он бы стал приходить на помощь Ющенко из идеологических соображений».
Кроме того, учитывая факт разделения нефтепровода «Дружба» на северную и южную ветвь на территории Белоруссии, Россия вполне могла бы надавить на «братскую республику» с целью прекратить перекачку нефти в Украину.
Основные российские нефтетерминалы — в Новороссийске на Черном море и в Приморске на Балтийском — не смогут принять все перенесенные из Южного объемы из-за недостатка пропускной способности
Тогда Виктору Ющенко, по инициативе которого и начались новые энергетические «разборки», пришлось бы, чтобы не потерять лицо перед Западом, принять политическое решение и направить в нефтепровод Одесса − Броды добываемое на Украине топливо (за 11 месяцев этого года «Укрнафта» добыла 3,645 млн тонн нефти в восьми областях на севере и западе страны), а затем «перекачать» ее в «Дружбу» и тем самым во многом заполнить недостаток российской нефти от прекращения ее перекачки через нефтепровод Одесса − Броды.
Однако такой шаг неизбежно вызвал бы социальный взрыв на Украине (сегодня потребление нефтепродуктов в этой стране составляет 5 млн тонн бензина и 6 млн тонн дизеля в год) − взять такое количество топлива Ющенко было бы просто негде.
Все дело − в санкциях
Кроме того, эскалация конфликта была бы крайне невыгодна и России. Дело в том, что у таких крупных игроков, как «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть», заключены прямые договора с потребителями топлива в Венгрии, Чехии и Словакии. И в случае прекращения поставок нефти по трубопроводу Одесса − Броды российские нефтяники получили бы миллиардные штрафы, так как оперативно перебросить топливо в эти страны по другим направлениям они бы не смогли.
Почему? Ответ прост: по словам главы Фонда энергетической безопасности Константина Симонова, основные российские нефтетерминалы — в Новороссийске на Черном море и в Приморске на Балтийском — не смогут принять все перенесенные из Южного объемы из-за недостатка пропускной способности.
«Таким образом, главная причина того, что Россия во многом пошла на условия Украины, − это боязнь санкций и репутационных рисков, − полагает эксперт. − На фоне возможного конфликта решение заплатить за транзит побольше может оказаться выгоднее». Тем более что, сохранив контроль за нефтепроводом Одесса − Броды, Россия еще на несколько лет «привязывает» к себе энергорынок Центральной Европы.
«Если бы мы ушли оттуда сегодня, то наше место быстро бы заняли другие, ведь рынок нефти куда более конкурентный, чем рынок газа, − резюмирует Константин Симонов. − Поэтому при потере нефтепровода Одесса − Броды Россия лишилась бы политических очков, а Центральная Европа подписала бы контракты с другими поставщиками − странами Северной Африки, Персидского залива, Норвегии и т.д. Сейчас наша цель − удержать контроль над энергорынком Центральной Европы до начала работы «Южного потока» в 2015 году. Тогда с Украиной будут говорить совсем в других выражениях, а пока поднятие ставок по транзиту на 20−30% − далеко не худшее развитие ситуации из тех, которые могли бы быть».