Второй раунд
В России может появиться еще один крупный альянс между российским и иностранным производителями легковых автомобилей. Об этом в понедельник сообщил министр промышленности и торговли Виктор Христенко, передает «Интерфакс».
Второй альянс создается на базе российского системообразующего предприятия и иностранного партнера
«Мы сейчас работаем над вторым альянсом в этой же сфере, и думаю, что в ближайшее время он тоже увидит свой свет, в том числе и публичный», − сообщил министр, напомнив, что первый альянс − это Renault-Nissan и АвтоВАЗ.
Вместе с тем Христенко отказался назвать конкретных автопроизводителей, сославшись на то, что говорить об этом «пока рано». Однако министр дал четко понять, что второй альянс создается на базе российского системообразующего предприятия и иностранного партнера.
«Это полноценные автопроизводители, которые имеют компетенцию от инжиниринга до создания основных узлов и агрегатов, в том числе и силовых агрегатов. Имеют параметры производства на российской территории, измеряемые сотнями, а не десятками тысяч машин», − добавил Христенко.
Вариант вероятный...
Кто станет этим «таинственным автопроизводителем» с российской стороны? Формально в нашей стране под обозначенные министром критерии подпадает только группа ГАЗ: в 2008 году компания произвела около 190 тыс. единиц легковых автомобилей и коммерческого транспорта.
Тем более что принадлежащая Олегу Дерипаске компания уже участвовала в несостоявшейся покупке Opel у GM в качестве индустриального партнера альянса Сбербанк-Magna. Тогда ГАЗ предлагал собственные производственные мощности для сборки автомобилей концерна.
...Маловероятный...
Впрочем, по мнению аналитика БКС Севастьяна Козицына, вместо ГАЗа озвученным Христенко производителем вполне может стать ИжАвто. В самом деле, до кризиса ИжАвто входило в пятерку крупнейших российских производителей легковых автомобилей, собирая по 220 тыс. единиц продукции в год. Предприятие выпускало автомобили Иж-27175, ВАЗ-2104, а также собирало машины Kia Spectra и Kia Sorento.
Другое дело, что сейчас состояние ИжАвто таково, что любой стратегический инвестор побежит от компании как от чумы. В частности, по данным Минпромторга, в первом полугодии 2009 года ИжАвто по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократило выпуск легковых автомобилей почти на 70%, а грузовых − на 31%.
Кроме того, 6 августа текущего года предприятие подало заявление о банкротстве. Арбитражный суд Удмуртской республики признал несостоятельность ОАО «ИжАвто» и ввел на автозаводе процедуру наблюдения до 4 марта 2010 года. При этом следственные органы по итогам проверки возбудили уголовное дело о преднамеренном банкротстве.
...И неожиданный
Таким образом, по мнению экспертов, вполне может случиться так, что государство сделает ставку на третьего крупнейшего игрока в российском автопроме − компанию
«Соллерс». Последняя по итогам 2008 года выпустила около 80 тыс. легковых автомобилей, что хоть и заметно не дотягивает до обозначенных Виктором Христенко параметров, все же оставляет «пространство для маневра».
Тем более что, в отличие от ГАЗа и ИжАвто, в кризис «Соллерс» активно развивается − в частности, 29 декабря компания планирует спустить с конвейера во Владивостоке первый произведенный по лицензии корейский джип SsangYong Kyron стоимостью около 21 тыс. долларов.
При этом, по неофициальной информации, зарубежным партнером «Соллерс» может стать... Fiat. В частности, предприятия «Соллерса» уже собирают на своих предприятиях автомобили итальянского автоконцерна, а в понедельник появилась информация, что гендиректором ООО «Соллерс-Дальний Восток» (местная «дочка» «Соллерса») назначен Александр Корнейчук, с февраля 2009 года занимавший должность генерального директора СП Fiat-Sollers.
Варианты есть
«Я бы не взялся прогнозировать, какие компании составят второй крупный альянс между российскими и иностранными автопроизводителями, − комментирует аналитик отраслевого агентства «Автостат» Сергей Удалов. − Нет информации, а гадать пока не имеет смысла».
В то же время эксперты отмечают, что первоочередным кандидатом на вхождение в альянс с российской стороны является ГАЗ, а за ним следует «Соллерс». «В перспективы же ИжАвто я не верю, − комментирует источник газеты ВЗГЛЯД в Минэкономразвития. − В настоящее время компания проходит процедуру банкротства, так что она вряд ли будет интересна инвесторам».
Вместе с тем отраслевые эксперты сходятся во мнении, что американцы и китайцы вряд ли станут нашими партнерами. «Вариантов очень много, − отмечает Козицын. − Например, это могут быть корейские компании. Чисто теоретически в альянс может войти и французская Peugeot Citroеn, хотя я сомневаюсь, что в развитии собственного автопрома Россия будет делать ставку исключительно на Францию».