Совет Федерации отклонил принятый Госдумой закон о повышении транспортного налога в два раза и рекомендовал выйти с предложением нового закона через неделю.
Нужно заложить ставки в налог в зависимости от количества литров потребляемого бензина или пройденных километров
«Транспортный налог в той редакции, которая нам предложена, предполагает ставки налога на все транспортные средства увеличить в два раза. Мы рассмотрели предложенный вариант, считаем, что в нынешних условиях поднятие ставок в два раза – дело неправильное, и предлагаем Госдуме рассмотреть этот закон заново», – заявил председатель комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин.
Он также высказался за создание согласительной комиссии, чтобы доработать закон, и выработку нового варианта законопроекта к следующей среде. Как передает РИА «Новости», за одобрение законопроекта проголосовали всего пять сенаторов.
Принятый в минувшую пятницу депутатами Госдумы закон о повышении ставки транспортного налога получил широкий общественный резонанс. Одними из первых в колокол зазвонили российские автомобилисты, успевшие провести акцию протеста «Гудок гнева».
На эту тему уже высказались спикер Госдумы Борис Грызлов и спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Первый еще в понедельник предложил сенаторам-единороссам проголосовать за возвращение закона в нижнюю палату для доработки. Второй пообещал сделать то же самое.
Грызлов говорил, что необходимо вернуться к прежней базовой ставке транспортного налога, уменьшив ее в два раза и оставив право ее изменения за регионами. Миронов утверждал, что, если ставку налога поднимут вдвое, россияне просто не будут его платить.
Позднее стало известно, что Кремль рекомендовал депутатам пересмотреть решение о повышении транспортного налога, так как «российские граждане, автолюбители, профессиональные водители, общественные организации высказались против повышения ставки транспортного налога».
Руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин заявил, что «признано нецелесообразным повышать ставку транспортного налога и рекомендовано законодателям пересмотреть решение и принять норму, исключающую повышение ставки транспортного налога».
Между тем Грызлов позднее пояснил журналистам, что ставку предлагается вернуть к прежнему уровню, поскольку регионы посчитали, что если базовая ставка увеличивается вдвое, то автоматически удваивается и действующий сбор. Именно это «разночтение», как утверждал он, и побудило партию вернуться к ранее принятому решению и пересмотреть его.
Руководитель департамента налоговой практики ЮК «Велес Лекс» Юлия Пудыч считает правильным пересмотреть привязку транспортного налога к лошадиным силам автомобиля, заменив ее привязанностью к потребляемому количеству бензина в год или пройденному за год километражу, и заложить ставки в налог в зависимости от количества литров потребляемого бензина или пройденных километров.
В нынешних условиях поднятие ставок в два раза – дело неправильное
«У нас ведь есть автомобилисты, которые ездят на своих «любимцах» не каждый день, а только по выходным или, к примеру, исключительно в летний период, а в остальное время авто простаивает. Для уравнения всех данных категорий автомобилистов в правах надо обратить внимание на то, кто из них сколько литров бензина в год потребляет, загрязняя атмосферу и пользуясь дорогами, и сколько километров проезжает. Просто провести такую дифференциацию и установить алгоритм расчета налога по такому принципу», – рассказала эксперт газете ВЗГЛЯД.
Между тем простое повышение ставки вдвое приведет лишь к тому, что люди будут находить способы уклонения от уплаты налога, считает Пудыч.
«Складывается парадоксальная ситуация, когда российские власти в лице Минфина сначала лоббируют принятие закона о повышении транспортного налога, после чего Кремль в лице администрации президента рекомендует вернуть закон на доработку. Все эти коллизии происходят из-за того, что на отечественном политическом поле отсутствует механизм сдержек и противовесов», – отмечает аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.
По мнению эксперта, если бы в парламент пустили оппозицию, то подобный противоречивый и антисоциальный закон явно был бы «зарублен» еще на стадии слушаний в комитетах. «Депутатам достаточно было вспомнить, что число обеспеченных россиян, которые будут готовы платить повышенную ставку налога, составляет всего около 1,2 млн человек (0,8% населения страны). Что делать остальным 99% процентам населения страны, треть из которых живут за чертой бедности?» – задается вопросом Вязовский.
В условиях финансового кризиса, массовой безработицы и сокращения заработных плат россияне просто не в состоянии платить столь завышенный налог, соглашается Юлия Пудыч.
Напомним, закон, предполагающий удвоение ставки транспортного налога с 2010 года, был принят Госдумой в третьем, окончательном чтении 13 ноября. Причем автором законопроекта выступило правительство РФ.
В настоящее время в России действуют ставки транспортного налога, которые были установлены в 2003 году. Согласно принятому в пятницу закону с 2010 года ставки транспортного налога будут увеличены в два раза, региональные власти смогут уменьшать установленные ставки не в пять раз, как в настоящее время, а в 10 раз и увеличивать не более чем в пять раз. Регионы получат право устанавливать ставки налога в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса.
С легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (л. с.) налоговая ставка устанавливается в размере 10 рублей за каждую лошадиную силу (в настоящее время 5 рублей), от 100 до 150 л. с. – 14 рублей (сейчас 7 рублей), от 150 до 200 л. с. – 20 рублей (сейчас 10 рублей), от 200 до 250 л. с. – 30 рублей (сейчас 15 рублей), свыше 250 л. с. – 60 рублей (сейчас 30 рублей).