Изменение стоимости нефтепродуктов может произойти во втором полугодии этого года после того, как судом будут подтверждены все претензии ФАС к нефтяным компаниям. Такое мнение высказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. В пятницу он выступил перед депутатами Госдумы и ответил на их вопросы.
Есть попытка нефтяных компаний приравнять цены на внутреннем рынке к европейским
«Мы уверены, что квалифицированно определили, что нефтяные компании нарушают законодательство. Есть время – вторая половина года, когда окончательные судебные решения будут вынесены высшими судебными инстанциями. Тогда появится возможность применения к компаниям меры уголовной ответственности», – сообщил Голомолзин.
По словам Голомолзина, со стороны нефтяных компаний была попытка приравнять цены на внутреннем рынке к европейским, сообщает РИА «Новости». Цены в России примерно в два раза отличаются от цен в Европе, добавил он, отметив, что ведомство не может воздействовать на них напрямую, а может лишь влиять на нарушителей.
Впервые ФАС обратила внимание на нефтяников около года назад. Тогда в ведомстве сочли, что четыре компании: Роснефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, «Газпром нефть» – установили «монопольно высокие цены» на авиакеросин, бензин, дизельное топливо и мазут.
В середине октября 2008 года служба перешла в широкомасштабное наступление на нефтяников: от них потребовали снижения цены на нефтепродукты, причем в ФАС отмечали, что в ЕС и США стоимость бензина тогда снизилась на 15–20%, в то время как в России ничего подобного не происходило. Кроме того, служба обвинила компании в сообщении недостоверной информации о своей ценовой политике.
В итоге на компании были наложены взыскания на сумму от 1,1 до 1,6 млрд рублей. Размер примененных санкций оказался минимальным из-за кризиса, составив всего 1% от выручки, хотя максимальный их размер может достигать 15%. При этом нефтяные компании оспорили все штрафы в суде. Но на этом ФАС не остановилась.
В конце августа служба объявила, что оштрафовала ТНК-BP и «Газпром нефть» за нарушение статьи 10 закона о защите конкуренции (запрет на злоупотребление доминирующим положением). К компаниям были применены оборотные штрафы. В частности, для ТНК-BP размер штрафа составил 4,2 млрд рублей, а для «Газпром нефти» – около 4,7 млрд рублей. По словам Голомолзина, до конца октября будет определен размер штрафов для Роснефти и ЛУКОЙЛа.
Замруководителя ФАС также не исключил третью волну антимонопольных дел в отношении четырех крупнейших нефтяных компаний, которая теперь может сочетаться с привлечением к уголовной ответственности руководителей НК.
Если же ситуация с ценами на нефтепродукты не будет кардинально меняться, ФАС может поставить вопрос о структурных изменениях в российских нефтяных компаниях и отделении от них бизнеса АЗС.
«Сейчас обсуждается вопрос о законодательной регламентации деятельности в сфере обеспечения нефтепродуктами, в этой связи могут быть подняты вопросы и структурного характера», – приводит его слова «Интерфакс».
«Видимо, эта идея идет от идеи отделения газопроизводителей от газовой трубы. Однако целесообразность этой меры в данном случае сомнительна», – заявил ВЗГЛЯДу аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Олег Душин.
Нефтяники просто не найдут столько покупателей под свои АЗС, если их вынудят их продавать в порядке расчленения бизнеса. «Стоит заметить, что качественный бензин обеспечивают заправки как раз нефтяных компаний. И их все-таки не одна и не две. Заправки есть у Татнефти, «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа, Роснефти, ТНК – этого достаточно, чтобы поддерживать конкуренцию внутри сектора», – пояснил Душин.
Если же компании начнут злоупотреблять ценами, то их всегда можно обвинить и оштрафовать, что каждый раз неприятно, учитывая внушительные размеры штрафов, считает аналитик. Между тем отделение нефтяников от бизнеса АЗС может привести к ухудшению качества автомобильного топлива. «Конкуренция, конечно, повысится, однако все равно АЗС будут приобретать горючее у оптовиков – тех же нефтяников или посредников», – отметил Душин.
Говоря о возможном изменении стоимости топлива, эксперт напомнил, что осенью и так происходит сезонное снижение цен на бензин после летнего автомобильного периода.