Уровень качества продукции, как на уровне поставок, так и на уровне собственного производства, остается «чрезвычайно низким», отмечается в презентации, подготовленной для вице-премьера Игоря Шувалова, в которой АвтоВАЗ просит 70 млрд рублей помощи. Данные из документа приводит Reuters.
В этом году АвтоВАЗ, по прогнозу авторов презентации, получит операционный убыток в размере 35,7 млрд рублей
Плохое качество Lada частично объясняется «низким качеством покупных комплектующих». АвтоВАЗ так и остался зависимым от монопольных поставщиков, не смог наладить систему «узловой сборки и поставки», говорится в презентации.
В системе сбыта предприятия авторы презентации также нашли множество недостатков. Собственная дилерская сеть АвтоВАЗа остается «неэффективной», экспорт – «заброшенным», восприятие марки – «неудовлетворительным». При этом сбыт ориентирован «на возможности производства, а не на заказ потребителя», а в объеме поставок Lada на региональные рынки и их потенциале наблюдается «дисбаланс».
Предприятие имеет «отрицательную рентабельность операционной деятельности», «высочайшую долговую нагрузку», а также констатирует «отсутствие собственных средств на развитие».
В этом году АвтоВАЗ, по прогнозу авторов презентации, получит операционный убыток в размере 35,7 млрд рублей, а в 2010 году даже при условии докапитализации – 8,7 млрд операционного убытка. На конец 2009 года общий долг АвтоВАЗа составит 83,96 млрд рублей, в том числе 25 млрд – долг Ростехнологиям по беспроцентной ссуде. При этом на инвестпрограмму АвтоВАЗу в 2010 году потребуется как минимум 9,5 млрд рублей.
АвтоВАЗ так и не избавился от высоких издержек, следует из документа, у него отсутствует система управления затратами. У завода высокий уровень постоянных затрат и высокие «издержки вспомогательных подразделений».
Завод отстал в «технологиях конструирования», у него нет платформы и «собственных конкурентоспособных разработок и ноу-хау», а сроки и затраты на разработку новых продуктов больше, чем у основных конкурентов.
АвтоВАЗ признал также, что у него отсутствуют «четкие цели и стратегия». При этом авторы презентации пишут, что компания хотела бы «избежать банкротства и обеспечить положительную доходность на вложенный капитал».
Кроме того, АвтоВАЗ хочет кардинально повысить качество, обновить модельный ряд, поставив на конвейер к 2014 году три модели, реорганизовать производство, повысить производительность труда, сохранить лидерство на рынке.
В обновлении модельного ряда АвтоВАЗ хочет сфокусироваться на «ультрабюджетных» (до 250 тыс. рублей) и «бюджетных» (250–400 тыс. рублей) моделях и допускает, что ему удастся выйти в «стандартный» сегмент (более 400 тыс. рублей).
Напомним, на прошлой неделе правительство одобрило планы АвтоВАЗа по сокращению персонала на 5 тыс. человек. Первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что считает целесообразным поддержать планы компании по увольнениям.
В сентябре российский автопроизводитель снизил продажи на 41% к сентябрю прошлого года до 29 тыс. штук. Таким образом, за девять месяцев этого года АвтоВАЗ продал 270 тыс. Lada, снизив продажи более чем на 43%.
За восемь месяцев, по данным Ассоциации европейского бизнеса, АвтоВАЗ снизил продажи на 44% до 241 тыс. 405 автомобилей. Месячный объем продаж АвтоВАЗа в 2010 году держится в среднем на уровне 29 тыс. автомобилей, в августе он составил 29 тыс. 109 штук. Небольшие взлеты продаж пришлись на сезонные пики спроса в апреле (34 тыс. 136) и в июле (32 тыс. 426).