Европейская комиссия подозревает, что Германия нарушила антимонопольное законодательство ЕС, заявив, что Opel получит госгарантии только в том случае, если контрольный пакет акций автоконцерна будет куплен канадской Magna и российским Сбербанком.
Берлину придется или отказаться от предоставления госфинансирования, или повторно провести выбор покупателя
Комиссар ЕС по конкуренции Неели Кроес высказала свою позицию по сделке в письме, которое она направила министру экономики Германии Карлу-Теодору цу Гуттенбергу. Она озабочена, что такое предварительное условие «несовместимо с правилами» конкуренции на рынке, установленными ЕС, и оно могло повлиять на General Motors и траст, управляющий Opel, при принятии решения о выборе покупателя, говорится в размещенном на сайте Еврокомиссии заявлении.
В этом случае, по ее мнению, GM и траст, управляющий компанией Opel, «должны получить возможность пересмотреть результат конкурса» на основе предоставления Берлином письменных гарантий, что госпомощь может быть предоставлена любому из претендентов, если его план будет признан наилучшим.
Таким образом, пока речь не идет о каком-либо официальном решении регулирующих органов в отношении сделки. Однако сам факт направления письма говорит о том, что Еврокомиссия с большой вероятностью заблокирует сделку по продаже Opel, если она будет официально предоставлена для одобрения европейским антимонопольным органам в ее нынешнем виде, полагают наблюдатели.
Может статься, что Берлину придется или отказаться от предоставления госфинансирования, или повторно провести выбор покупателя, пишет «Интерфакс» со ссылкой на Wall Street Journal.
Между тем сам Гуттенберг сказал журналистам, что вопросы со стороны Европейской комиссии, касающиеся господдержки Opel, не приведут к срыву сделки, сообщает Bloomberg. По словам представителей германского правительства, сомнения ЕС в справедливости условий тендера могут быть сняты.
Берлин считает, что ему вообще не требуется какое-либо согласие ЕС на оказание помощи Opel, так как действующие европейские правила разрешают странам предоставлять поддержку компаниям в периоды экономических кризисов.
Тем временем подписание договора между GM и альянсом Magna и Сбербанка в последний момент столкнулось с задержками. Глава GM Фриц Хендерсон рассчитывал подписать окончательное соглашение с Magna и Сбербанком еще на прошлой неделе, однако сделку отложили из-за проблем с регулирующими органами.
В конце сентября после долгих споров совет директоров GM принял решение о продаже 55% акций своей европейской «дочки» консорциуму Magna и Сбербанка. Глава Сбербанка Герман Греф по итогам встречи с сопредседателем правления австро-канадской Magna Зигфридом Вульфом заявил, что у сторон «не осталось несогласованных вопросов».
Антикризисная программа Magna предусматривает сокращение 11 тыс. рабочих мест в Германии, Великобритании, Испании, Бельгии, Польше, сохранение предприятий Opel в Германии. Берлин намерен предоставить автокомпании госгарантии на 4,5 млрд евро, при этом участие в помощи могут принять и другие страны.
GM по-прежнему отдает предпочтение Magna и Сбербанку, однако руководители американской компании готовы, если сделка сорвется, реализовать «план Б. Этот запасной вариант предполагает сохранение контроля GM над Opel и проведение более жестких, чем предполагается Magna и Сбербанком, мер по его реструктуризации. В частности, может быть закрыто как минимум одно предприятие автоконцерна в Германии.