На 1 января 2010 года долговая нагрузка АвтоВАЗа составит 76,3 млрд рублей без учета долга 9,76 млрд рублей перед поставщиками. Об этом сообщает Минпромторг со ссылкой на замминистра промышленности и торговли Андрея Дементьева.
Предприятие на грани банкротства, несмотря на выделение огромных (государственных) средств
«Менеджмент АвтоВАЗа видит единственно возможный выход из сложившейся негативной ситуации: капитализацию кредиторской задолженности в объеме не менее 60 млрд рублей через выпуск облигаций, выкупаемых Внешэкономбанком», – говорится в сообщении, размещенном на сайте министерства в среду поздно вечером.
Но, по мнению ВЭБа, капитализация долга АвтоВАЗа – «последний из имеющихся инструментов выхода из долгового кризиса», отмечает Дементьев.
«Наиболее оптимальной представляется коммерческая реструктуризация задолженности на сумму, допустимую финансовыми показателями предприятия. Оставшаяся часть нереструктуризированной задолженности может быть капитализирована, но только при обеспечении соответствующего фондирования за счет средств федерального бюджета», – рассказал замминистра.
Критику Минпромторга вызвал также перспективный модельный ряд компании, прописанный в бизнес-плане. К 2014 году АвтоВАЗ планирует выпускать 670 тыс. автомобилей low cost на платформах Kalina и B0 (Renault Logan) и отказаться от «классики» – Priora и Samara.
«Продуктовая стратегия крайне рискованна, так как построена на предложении небольшого количества моделей под одним брендом в одном ценовом сегменте на сильно фрагментированном рынке, что делает заявленный объем продаж и доходность бизнеса труднодостижимыми», – говорится в заявлении Дементьева.
Он отметил, что существующий партнер в лице Renault, «несмотря на продекларированное желание оставаться в числе стратегических партнеров АвтоВАЗа и готовность передавать некие технологии», не обеспечивает потребность в моделях, «необходимых для обеспечения эффективного и рентабельного объема производства».
В Минпромторге считают, что без решения проблемы долгов, реструктуризации производственных мощностей и построения «эффективной продуктовой стратегии» оказание госпомощи АвтоВАЗу, касающейся передачи социальных объектов в госсобственность и поддержки сокращенных сотрудников завода, не имеет смысла, поскольку «возможность предприятия продолжать свою производственную деятельность» оказывается под сомнением.
В понедельник АвтоВАЗ опубликовал отчетность за первое полугодие 2009 года по МСФО. Валовая прибыль завода составила 1,3 млрд рублей, убыток – 19,4 млрд рублей.
На прошлой неделе АвтоВАЗ подготовил презентацию бизнес-плана для вице-премьера Игоря Шувалова, в которой назвал себя неэффективным почти по всем пунктам и подтвердил низкое качество своей продукции. Компания просила у власти 70 млрд рублей помощи. Деньги заводу нужны для того, чтобы избежать банкротства, повысить качество продукции и обновить модельный ряд.
Тяжелое состояние АвтоВАЗа подтвердил и председатель Счетной палаты Сергей Степашин. «Сейчас дело не в проверке, дело в судьбе. Предприятие на грани банкротства, несмотря на выделение огромных (государственных) средств, надо решать его судьбу», – сказал он в среду.
Он напомнил, что в настоящее время Счетная палата проводит проверку АвтоВАЗа, получившего весной этого года из бюджета 25 млрд рублей в качестве беспроцентной ссуды через одного из акционеров автоконцерна – госкорпорацию «Ростехнологии». По словам Степашина, результаты проверки будут готовы в декабре, о них палата сообщит официально.