Его исход определит решение председателя правительства, председателя партии «Единая Россия» Владимира Путина. Ожидалось, что к 1 августа он от лица кабинета министров объявит, идет ли власть на вариант Эльвиры Набиуллиной или соглашается с вариантом Алексея Кудрина. Речь – о налоге на добавленную стоимость (НДС), о том, снижать его или не снижать.
Главный минус в снижении ставки НДС заключается в выпадающих доходах бюджета – 2% ВВП
Без решения этого принципиально спорного уже несколько месяцев вопроса невозможно сверстать бюджет. Одно дело – рассчитывать его доходную часть, исходя из действующей ставки налога, совсем другие цифры получаются, если закладывать набиуллинское снижение НДС до 12–14%.
До сих пор правительство и председатель Путин держат паузу и не принимают сторону ни одного из оппонентов, ни Минфина, ни Минэкономики.
Сейчас время работает на Кудрина – он спокойно готовит себе бюджет без учета снижения налога, коль распоряжений других не поступало. Поэтому нервничает Набиуллина; за последние несколько дней ее ведомство направило в правительство два документа – напоминания, что надо определиться с НДС: сначала предложения по его снижению, в среду – поправки к концепции, предусматривающие это снижение.
В некоторой степени Набиуллина идет на риск. Ведь никто не поручал министерству готовить поправки. Тем не менее, внезапно в среду директор Департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития Олег Фомичев сообщил, что ведомство доработало концепцию социально-экономического развития России до 2020 года и внесло ее в правительство.
В ней, конечно, заложено снижение НДС с 2010 года до 12%.
Кабинет министров никак не прокомментировал инициативу Минэкономики. Прокомментировал уже через несколько часов министр финансов Алексей Кудрин. Он заявил, что с финансовой частью документа «не всё в порядке». Что новая версия концепции–2020 не была согласована с Минфином. В ней отсутствуют оценки баланса бюджетной системы на все эти годы.
Для этого министр организовал как бы экспромтом мини-брифинг. Конечно, ему не пришлось долго ждать вопроса относительно предлагаемой Минэкономразвития снижения ставки НДС.
«Потребление будет еще больше», – ответил министр, напомнив, что в настоящее время потребление и так опережает рост ВВП.
«От перегрева мы перейдем к перенакалу нашей экономики. Для той ситуации, которая сейчас сложилась, снижение НДС – это дальнейший разогрев, усиление диспропорций в экономике», – цитирует Кудрина РИА «Новости».
Вот в чём суть спора Набиуллиной и Кудрина.
Минэкономики доказывает, что снижение НДС гарантирует экономический рост (12-процентный НДС обеспечит дополнительный прирост ВВП в течение трех лет в среднем на 0,3–0,4% в год, причем в первый год реформы до 0,5%; в варианте снижения до 14% дополнительный прирост ВВП оценивается в среднем на 0,2–0,3% в год).
Минфин же уверен, что и сейчас в экономике слишком много не заработанных денег, а полученных за счет роста мировых цен, то есть – экономика уже перегрета. Что не может не выражаться в росте потребительских цен. А если еще НДС снизить, то придется говорить уже не о перегреве, а о «перенакале» экономики – тут министр вводит ненароком новый экономический термин.
По версии Набиуллиной, временные потери от снижения налога можно покрыть за счет роста нефтегазовых доходов.
Кудрин же считает, что сделать это, видимо, предлагается за счет недофинансирования пенсионной системы, образования, здравоохранения и строительства дорог.
По Набиуллиной, выиграют от снижения НДС вся российская промышленность и экономика в целом.
По Кудрину – иначе. Он говорит: «Посредники и торговля, сфера транспорта, услуг и связи – это главные, кто выиграет (от снижения НДС)».
По его словам, снижение будет выгодно и без того быстро растущим отраслям, зато его придется осуществлять (если решение будет принято) за счет недофинансирования социальной сферы. «А вот перерабатывающие отрасли выиграют минимально: их доля в общем объеме уплачиваемого НДС составляет только 15%», – сказал в среду Кудрин.
И добавил, что практически не выиграют сельхозпроизводители и малый бизнес. Для этих категорий предпринимателей налоговое законодательство предусматривает возможность уплаты единого сельскохозяйственного налога, единого налога по упрощенной системе налогообложения, а также единого налога на вмененный доход. Плательщики этих специальных налоговых режимов, в соответствии с Налоговым кодексом, не признаются плательщиками НДС.
В общем, у обеих сторон есть весомые аргументы, и понятна пауза, которую выдерживает Путин, прежде чем огласить вердикт.
Мнения независимых экспертов тоже разные.
Разные, прежде всего, в оценке того, наблюдается ли сейчас в России перегрев экономики.
«Был перегрев, – отвечает газете ВЗГЛЯД старший аналитик ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. – Перегрев экономики – это, с одной стороны, высокие темпы экономического роста, с другой – ускорение темпов роста инфляции. Фактически, это то, что имело место в России с апреля 2007 года до середины 2008 года. Государство пустило в экономику огромные деньги, тем самым разогрев спрос, за которым не успевало предложение».
А вот директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев не согласен, что в стране наблюдается перегрев экономики. «Мы видим снижение роста промышленного производства. В июле это проявится более отчетливо. О каком перегреве может идти речь в условиях снижения темпов роста?» – пояснил он газете ВЗГЛЯД.
Но в общем оценки Кудрина выглядят достаточно корректными. Если вспомнить, как определяется перегрев в учебниках политической экономики – как ситуация в рыночной экономике, которая случается, когда подъем, в известной мере кажущийся, вызван не столько ростом производства, сколько необоснованными кредитами и ростом цен.
Но вот в чём едины все эксперты – это в оценке выпадающих доходов.
«Главный минус в снижении ставки НДС заключается не в перегреве и не в перенакале экономики, а в выпадающих доходах бюджета – 2% ВВП», – говорит газете ВЗГЛЯД Антон Струченевский.
Минэкономики предлагает пустить на расходы накопления.
Минфин против того, чтобы страна лишалась финансовой «подушки безопасности».
К вечеру среды обе стороны, кажется, исчерпали все аргументы, которые могут представить правительству в доказательство своей правоты. Как выразился один из экспертов: «Артобстрел правительства перед сражением на заседаниях закончился».
8 августа Минфин обещает внести бюджет в кабинет министров. Вот тогда наступит «час Х» – бюджет надо утверждать и вносить в Думу. Значит, до конца августа можно ждать, что Путин рассудит спорщиков.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ