По итогам сессии на Нью-йоркской фондовой бирже (NYSE) в четверг, американские депозитарные расписки (ADR) на акции «Мечела» подешевели на рекордные за все время торгов 37,61 процента – до 22,84 долларов с 36,61 долларов за штуку.
Под раздачу» попали все компании, большинство – абсолютно незаслуженно
Капитализация компании сократилась на 5,7 млрд долларов – с 15,2 миллиардов до 9,5 млрд долларов.
Вслед за «Мечелом» началось падение бумаг других российских компаний на NYSE. МТС упала на 5,47 процента, «Вымпелком» – более чем на семь процентов.
В Нью-Йорке было утро, когда Путин критиковал Зюзина. В Лондоне торги на фондовой бирже уже заканчивались, но еще шли. И там российские акции тоже сразу стали дешеветь. Глобальные депозитарные расписки группы Evraz подешевели на 4,2 процента, «Северстали» – на 6,0 процентов, НЛМК – на 6,9 процентов, ММК – на 5,7 процентов.
Все это нельзя назвать никак иначе, как обвалом.
Причем, «под раздачу» попали все компании, большинство – абсолютно незаслуженно.
МТС и «Вымпелком» – самый обидный пример. Это компании-пионеры, они первыми вышли на мировые финансовые рынки, это высокотехнологичные компании, полностью соответствующие по открытости самым жестким требованиям, которые предъявляют к участникам торгов американцы.
НЛМК – самый курьезный пример. По основной версии на утро пятницы, именно владелец НЛМК Владимир Лисин вольно или невольно спровоцировал премьерскую атаку на «Мечел», когда пожаловался на Зюзина и его ценовую политику Игорю Сечину.
Сечин же подготовил материалы к заседанию на тему развития металлургической отрасли. А Путин прочел данные столь бескомпромиссно, что и повлекло падение акций и панику российских фондовиков.
Теперь пошли комментарии о «новом ЮКОСе», пошли обвинения в адрес российской власти во вмешательстве в бизнес, пойдут разного рода домыслы и инсинуации. От всего этого не получится отмахнуться. Потому что на биржах работают и «быки» – на повышении акций зарабатывают, и «медведи» – на понижении. «Медведи» сейчас каждое слово по мечеловской теме будут обращать в свою выгоду.
Вчера Виктор Христенко пытался спасти ситуацию. Министр промышленности и торговли спешно дал разъяснения, что претензии по «Мечелу» касаются не металлургического сегмента (составляет более половины бизнеса группы), а только поставок угольного сырья.
Конечно, этого ни в Нью-Йорке, ни в Лондоне никто не захотел расслышать. Игра уже пошла по новым правилам, «медведи» почуяли кровь и их теперь трудно остановить.
Разве что Лисин попросит вмешаться Сечина?
Вечером в четверг ВЗГЛЯД опрашивал российских аналитиков о том, как отразится все это на пятничных торгах в Москве. Консолидированное мнение-опасение – акции российских компаний, прежде всего – металлургических, потеряют примерно 10 процентов.
Российские игроки, конечно, понимают, что «Мечел» – не «ЮКОС». Игроки знали о том, что и прокуратура, и ФАС ведут расследование по «Мечелу» не первый день. Но сегодня российский фондовый рынок не может не реагировать на сигналы с западных площадок.
В последнее же время эти сигналы не радуют, акции российской нефтянки падают, вообще индексы стремятся вниз. Более-менее поднимался банк ВТБ. Вот на его котировки надо смотреть пристальнее.
Торги на российском фондовом рынке в пятницу начались обвальным падением котировок большинства бумаг. Индекс РТС упал на 3,56%, пробив отметку ниже психологического уровня 2000 пунктов, и составил по состоянию на 10.56 по московскому времени 1992, 41 пункта.
Индекс ММВБ на открытии торгов рухнул более чем на 3% – до 1524 пунктов. В лидерах падения оказались акции «Северстали» и НЛМК, которые стали дешевле на 5%.