В пятницу премьер-министр РФ, председатель партии «Единая Россия» Владимир Путин провел в Северодвинске совещание, посвященное перспективам развития нефтегазового комплекса страны. Его визит в Архангельскую область начался с посещения крупнейшего в России судостроительного комплекса «Северное машиностроительное предприятие» (Севмаш).
Премьер считает, что будущее отрасли – за серьезным технологическим перевооружением и формированием, наряду с существующими, новых стратегических центров нефте- и газодобычи
Глава предприятия Николай Калистратов показал Владимиру Путину один из наиболее крупных проектов, которые выполняет сейчас Севмаш, – не имеющую аналогов в мире платформу «Приразломная», которая предназначена для работы среди льдов при температуре до минус 50 градусов. Как сообщает Первый канал, проект стоимостью около 1 млрд рублей предприятие выполняет по заказу Газпрома.
Посещение председателем правительства РФ предприятия, которое занимается производством платформ для добычи углеводородов на прибрежном шельфе, в том числе его арктической части, стало своеобразным прологом к совещанию, на котором были подняты вопросы дальнейших путей развития нефтегазовой отрасли.
«Очевидно, что российская нефтянка, так же как и газовая отрасль, подошли к серьезному рубежу: возможности роста за счет прежней сырьевой базы и устаревших технологий фактически исчерпаны», – заявил Владимир Путин в ходе совещания.
По его словам, в течение 2008 года должна быть завершена работа над энергетической стратегией России до 2030 года, а также в увязке с этим должны быть разработаны генеральные схемы развития трубопроводного транспорта и газовой промышленности.
Премьер-министр РФ уверен, что принятие этих документов позволит нефтяным компаниям уверенно строить дальнейшие планы по разведке и добыче углеводородов, а также развитию своего производства. «У нас нет никаких сомнений, что мы и сейчас из среднесрочной и в долгосрочной перспективе полностью обеспечим потребности растущей высокими темпами российской экономики и выполним все свои обязательства перед нашими иностранными партнерами», – сказал Владимир Путин.
При этом премьер считает, что будущее отрасли – за серьезным технологическим перевооружением и формированием, наряду с существующими, новых стратегических центров нефте- и газодобычи.
А благодаря уменьшению налогового бремени нефтяные компании могут получить добавочные средства на модернизацию и проведение геологоразведочных работ, добавил Владимир Путин. «По оценкам специалистов, речь идет о 130–140 млрд рублей в год, которые останутся у отрасли», – заявил он, напомнив, что в стадии подготовки находятся предложения о предоставлении налоговых каникул и некоторых других решений при разработке удаленных промыслов в акватории Охотского и Черного морей, а также на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
«В ответ на такие действия со стороны правительства нефтяные компании обязались по итогам года компенсировать имеющее место падение добычи», – продолжил Владимир Путин. Как сообщает Прайм-ТАСС, в первом квартале 2008 года снижение добычи нефти на месторождениях России составило 0,3% по сравнению с 2007 годом.
Кроме того, как пояснил председатель правительства РФ, в российской нефтегазовой отрасли необходимо внедрять современные сберегающие технологии. «Нам не обойтись без внедрения современных ресурсосберегающих технологий, без повышения эффективности использования сырья», – сказал он.
«Действительно, сколько можно сетовать на варварское сжигание попутного нефтяного газа – все необходимые поручения на этот счет даны, и их необходимо реализовывать в полном объеме», – подчеркнул Владимир Путин. Он напомнил о том, что правительство одобрило долгосрочную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы до 2020 года. «Сегодня я только утром разговаривал с министром финансов, он заверил меня в том, что все уже согласовано с Минприроды», – пояснил премьер-министр.
Однако для успешной разработки новых месторождений нефтяным и газовым компаниям мешают многочисленные административные барьеры. Их необходимо снять. «Речь идет прежде всего о внедрении такого механизма, при котором недропользователю после получения лицензии на разработку недр не нужно будет годами собирать остальные разрешительные документы, включая землеотводы», – пояснил премьер, заметив, что при этом «Федеральное агентство по недрам будет контролировать строгое исполнение всех лицензионных требований». «Необходимо как можно быстрее подготовить соответствующий порядок и внедрить его в практику», – считает Владимир Путин.
В то же время премьер-министр высказался за скорейшую либерализацию нефтегазового рынка России. Он считает, что монополисты не дают независимым производителям нефти и газа развиваться, не пуская их к трубопроводам. В связи с этим Владимир Путин высказал свои претензии главе Газпрома Алексею Миллеру. «Обращаю Ваше внимание, что до сих пор независимые компании испытывают проблемы с доступом к вашим сетям», – цитирует Reuters слова Владимира Путина. В условиях ограничений доступа независимые компании будут продолжать сжигать попутный нефтяной газ и наносить вред экологии, пояснил премьер.
Либерализации нефтегазового рынка также должно способствовать развитие в России биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами. «Необходимо довести до ума все ранее принятые решения по развитию и стимулированию биржевой торговли, а также сформировать рынок производных финансовых инструментов, базовым товаром для которых являются нефть и нефтепродукты», – заявил Владимир Путин.
При этом премьер-министр РФ предположил, что на биржевых площадках, «возможно, следует размещать» и государственные заказы на нефтепродукты. «У нас ведь Минобороны, МВД, Минтранс, Минсельхоз, другие ведомства закупают нефть и нефтепродукты в больших количествах по каким-то тендерам, и как проводится этот тендер, мы с вами хорошо знаем, – далеко не всегда корректно», – цитирует «Интерфакс» слова Владимира Путина.
По мнению председателя правительства РФ, самым корректным инструментом является биржа. Он подчеркнул, что биржа создана и необходимо, чтобы она заработала. «Обращаю внимание представителей Минфина на то, что для того, чтобы биржа эффективно заработала, нужно создавать стимулы, чтобы компании шли на биржу», – отметил он, попросив подумать над этим вопросом.
Также, по словам премьер-министра, необходимо совместно с производителями проработать возможности реализации остатков нефти и нефтепродуктов на открытых торгах. «Что я имею в виду: после того как выполняются обязательства компаний по поставкам в рамках долгосрочных договоров, экспортных контрактов, стратегический резерв – остатки должны реализовываться рыночным способом», – пояснил Владимир Путин.
Одновременно премьер-министр сообщил о необходимости строительства в России нефтеперерабатывающих заводов, независимых от крупных игроков нефтегазового рынка. «Необходимо строить новые НПЗ, в том числе независимые от крупных нефтяных компаний, от производителей, то есть (НПЗ) работающие не на внутрикорпоративном сырье, а на сырье, которое можно получать на рынке», – сказал он, отметив, что при необходимости «государство могло бы помочь в реализации таких проектов как минимум в части создания инфраструктуры».
В то же время, по словам Владимира Путина, для решения топливного вопроса в стране также нужно научиться использовать государственный резерв для «оперативного реагирования на возникающие в регионах проблемы в снабжении топливом». «Конечно, госрезерв у нас создан для определенных целей, нужно подумать, чтобы гибко использовать его возможности», – отметил российский премьер. При этом, как он считает, необходимо развивать межтопливную конкуренцию. «(Нужно) создавать условия для широкого использования газа, синтетического горючего в качестве моторного топлива, переходить на инновационные технологии», – пояснил Владимир Путин.
Говоря о проблемах российского топливного рынка, премьер-министр пригрозил руководству ФАС «кадровыми решениями», если оно не пресечет деятельность монополистов на нем: «Федеральной антимонопольной службе нужно, наконец, проснуться и активно, эффективно выполнять свои функции, если этого не будет в ближайшее время сделано, будут приниматься кадровые решения».
Свои слова он проиллюстрировал следующими цифрами. Цены на авиатопливо в России сейчас выше, чем в странах Европы. Одна тонна авиатоплива в Сургуте стоит 36 тыс. рублей, в то время как в европейских странах – 32–34 тыс. рублей. Цена в Южно-Сахалинске составляет 38 тыс. рублей за одну тонну топлива. «Это просто недопустимо, почему так происходит?» – возмутился Владимир Путин.
По его словам, необходимо разрушить монополию заправочных комплексов в аэропортах, а авиакомпании должны заключать прямые контракты с производителями авиатоплива. При этом топливно-заправочные комплексы должны продолжить исполнение функций сохранения топлива и контроля его качества.