Крупнейший российский автопроизводитель ОАО «АвтоВАЗ» вместе с контролирующей его госкорпорацией «Ростехнологии» заявили о намерении создать масштабный холдинг по выпуску автокомпонентов. Их планируется поставлять как отечественным заводам, так и на экспорт. Информацию об этом распространила пресс-служба компании.
Мы намерены войти в бизнес запчастей и занять в перспективе долю не менее 40% на этом рынке, который оценивается в более чем 100 млрд рублей в год
Это решение соответствует стратегии АвтоВАЗа, направленной на продвижение высокотехнологичной продукции на внутренний и внешний рынки. Основной целью проекта является выпуск современных автокомпонентов для новых моделей АвтоВАЗа и всего российского автопрома, а также для экспорта в страны СНГ и дальнего зарубежья.
«Мы намерены войти в бизнес запчастей и занять в перспективе долю не менее 40% на этом рынке, который, по самым скромным подсчетам, оценивается в более чем 100 млрд рублей в год», – заявил президент АвтоВАЗа Борис Алешин на годовом собрании акционеров компании.
Уже известно, что главой нового проекта станет бывший топ-менеджер РАО «ЕЭС» Владимир Аветисян. Он в настоящее время руководит бизнес-единицей № 2. Также Аветисян курировал часть генерации и сбытовые компании.
По словам Чемезова, к проекту планирует присоединиться также акционер АвтоВАЗа инвестиционная компания «Тройка Диалог» и французская Renault – партнер и владелец блокпакета АвтоВАЗа.
«В этот холдинг войдут активы прежде всего АвтоВАЗа. Выразил желание войти в холдинг и КамАЗ. «Тройка» – в качестве инвестора, Renault также рассматривает возможность участия», – цитирует Reuters главу Ростехнологий.
Корпорация ожидает постановления правительства, согласно которому к ней перейдет госпакет в размере более трети акций КамАЗа.
Кроме того, Сергей Чемезов надеется в будущем вывести часть акций нового холдинга на фондовый рынок.
Сейчас рынок автокомпонентов достигает того уровня, когда собственное производство запчастей становится необходимым, считает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.
«Как только сборка автомашин в стране делается массовой, выпуск автокомпонентов становится выгодным. В АвтоВАЗе сейчас собственные мощности позволяют ориентироваться на новое производство. А с учетом партнерства с Renault это тем более логичный шаг», – сказал он.
Однако пока непонятно, какова будет избранная модель сборочного производства – крупная компания в составе автогиганта или ряд небольших заводов.
Во многих западных странах, а также Японии принято, что малые предприятия аккумулируются вокруг крупных производителей. Они, как пояснил Сальников, могут выпускать всего несколько деталей, но поставлять их разным заводам и для разных марок автомобилей.
«Как будет действовать новый холдинг и какова будет его производительность, пока говорить рано», – сказал он.
Такой завод в России, безусловно, нужен, подтверждает главный редактор «Авто.ру» Александр Алиев. Таким образом могла бы произойти локализация сборочных предприятий западных и восточных брендов.
Однако на память приходит история с заводом Ford Focus во Всеволожске, который отказался покупать российскую сталь из-за ее низкого качества. Завоз ее из-за рубежа привел к росту цены новой модели автомобиля. Одну из причин сложившейся ситуации эксперт видит в том, что во Всеволожске не удалось локализовать производство автокомпонентов.
Нынешние заявления руководства АвтоВАЗа вызывают определенный скепсис, продолжает Алиев.
«Объявлено благое начинание, но неизвестно, чем окончатся эти заявления. Так, например, в 2006 году АвтоВАЗ уже объявлял о строительстве совместного предприятия по производству автокомпонентов с канадской Magna, но дело завершилось ничем», – напоминает он.
Правда, сейчас речь идет не о союзе с зарубежной компанией, а о партнерской работе российских корпораций, команды Рособоронэкспорта, которая руководит АвтоВАЗом, и Ростехнологий. Эксперт предполагает, что им будет все-таки проще договориться между собой, чем с иностранной компанией.
Остается последний вопрос: для кого именно будет поставлять запчасти новый холдинг?
«Цель объявлена вполне реализуемая, вопрос в качестве продукции, особенно если речь идет о частичном ее экспорте», – говорит эксперт.
Тем не менее в ближайшее время вместе с привлеченными консультантами будет разработана стратегия развития холдинга. Она подразумевает модернизацию существующих и создание новых мощностей, в том числе с иностранными партнерами. В целях развития производства автокомпонентов будет активно задействован опыт предприятий научной сферы, планируется проводить научно-исследовательские и инновационные разработки.