Правительство РФ поручило ведомствам 25 июня внести антиинфляционную программу, предусматривающую таргетирование инфляции, сообщил во вторник вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на 12-й конференции инвесторов, организованной ИК «Ренессанс Капитал».
Когда у нас инфляция в годовом значении уже равна 15%, то о каком управлении можно говорить?
Как передает «Интерфакс», Кудрин признал сложность выполнения прогноза по инфляции на уровне 10,5%. По мнению главы Минфина, выполнить такой прогноз можно, однако для этого потребуется принять решительные меры для сокращения темпов роста денежной массы и это могло бы отрицательно повлиять на темпы роста ВВП.
Борьба с инфляцией остается для правительства на первом месте. И в этом смысле разработка концепции перехода к таргетированию инфляции становится понятной.
«Однако Кудрин может по-своему толковать понятие «таргетирование инфляции», – рассказала газете ВЗГЛЯД директор Центра макроэкономических исследований «БДО Юникон» Елена Матросова.
По ее словам, сам термин «таргетирование», пришедший к нам с Запада, означает управление. В данном случае это управление инфляцией.
«Таргетирование применяется, когда инфляция достигает уровня 5–6%. А когда у нас инфляция в годовом значении уже равна 15%, то о каком управлении можно говорить?» – подчеркивает эксперт. При этом инфляционное таргетирование подразумевает и механизм повышения процентных ставок.
«Например, ФРС и Евробанк делают это. В России же ставка рефинансирования ниже инфляции. Получается, не она над инфляцией, как должно быть, а инфляция над ней, – поясняет Елена Матросова. – Таргетирование подразумевает: запланировали власти инфляцию на уровне 2,5%, они ее и держат в этих рамках. А если рост цен начинает ускоряться, его подавляют с помощью повышения ставок».
По данным Росстата, на 1 июня 2008 года инфляция в России составила уже 8,1%. При таких цифрах говорить о таргетировании инфляции, мягко говоря, преждевременно, добавляет эксперт.
«Это сложный механизм. Необходим мониторинг инфляционных ожиданий, должна быть четко выстроена система, которая будет быстро реагировать на изменение темпов инфляции», – говорит Елена Матросова.
Используя малопонятный термин, мы еще не совсем понимаем, каковы предпосылки и последствия такого таргетирования. Словарное значение данного понятия – выбор какой-либо экономической мишени, на которую необходимо воздействовать, чтобы достичь определенных результатов, поставленной цели.
«Получается, таргетирование инфляции – это установка определенного уровня роста цен и его достижение», – заключает аналитик.
Кстати, возлагая надежды на таргетирование инфляции, Кудрин признал, что политика таргетирования валютного курса себя не оправдала. Правда, Елена Матросова с этим мнением не согласна.
«Таргетирование валютного курса проходит неплохо. Его цель – коррекция бивалютной корзины, снятие колебаний. Но это, скорее, техническое управление», – говорит она.
Алексей Кудрин также сообщил, что объем госрасходов в 2009–2011 годах не превысит 17,6–18% ВВП. «Это достаточно, чтобы решать основные задачи. Такой объем госрасходов, как в 2007 году (37% ВВП), несмотря на то, что они были направлены на развитие инфраструктуры и институтов, мы больше позволить не можем», – цитирует слова главы Минфина Прайм-ТАСС.
На следующей неделе Минфин внесет в правительство основные параметры бюджета на 2009–2011 годы, приоритетом в котором будет сохранение макроэкономической стабильности и снижение инфляции. Правда, о последнем говорить пока преждевременно.