Роспотребнадзор планирует провести во втором-третьем квартале 2008 года масштабные проверки соблюдения банками требований закона о защите прав потребителей, говорится в письме главы ведомства Геннадия Онищенко, оказавшемся в распоряжении «Коммерсанта».
Банкам не сложно будет указывать стоимость кредита в денежном выражении
Поручение проверки Роспотребнадзор дал по результатам анализа информационных материалов Центробанка о раскрытии банками эффективной процентной ставки.
На основании данных этого анализа Роспотребнадзор считает, что банки до сих пор зарабатывают на дополнительных комиссиях, а не на процентах по кредиту. Так, имеются банки, у которых доля комиссий в ЭПС превышает 50%. У части банков она доходит до 70%. Максимальное значение доли допкомиссий обнаружилось у Азиатско-Тихоокеанского банка (90,9%).
«Использование банками эффективной процентной ставки (ЭПС) как единственного способа информирования граждан о реальной цене услуги не может в принципе обеспечивать возможность ее правильного выбора потребителями», – говорится в письме Геннадия Онищенко.
Кроме того, по мнению Роспотребнадзора, банки по-прежнему вводят заемщиков в заблуждение относительно реальной стоимости кредитов, в том числе и из-за использования в договорах с физическими лицами таких специализированных терминов, как «аннуитетный платеж», «годовой процент по кредиту», «платежи заемщиков в пользу третьих лиц».
В связи с этим Роспотребнадзор призывает банки предоставлять информацию своим потребителям в более наглядной и доступной форме, а также полностью сообщать в договоре «размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы».
Госведомства вплотную озаботились проблемой недобросовестного поведения российских банков при выдаче потребительских кредитов летом 2007 года. С 1 июля 2007 года Центробанк обязал все кредитные учреждения информировать заемщиков о стоимости кредита с учетом всех дополнительных платежей. Самую большую огласку получило разбирательство с банком «Русский стандарт», который активно использовал подобные дополнительные комиссии, однако упразднил большую часть из них под давлением Роспотребнадзора и Генпрокуратуры.
В декабре 2007 года инициатива Центробанка была зафиксирована в законе «О защите прав потребителей», согласно поправкам в который, банки обязаны сообщать заемщику при предоставлении кредита его размер, полную сумму, подлежащую выплате, и график погашения
А уже в марте 2008 года Госдума приняла поправки в закон «О банках и банковской деятельности», обязывающие банки предоставлять клиенту полную и достоверную информацию о процентной ставке по кредиту. Этот закон в среду и подписал Путин. Однако, судя по последним усилиям Роспотребнадзора, не все банки в полной мере следуют законодательным нормам в сфере защиты прав потребителей.
По мнению аналитика ИК «АК Барс Финанс» Полины Лазич, инициатива Роспотребнадзора не сможет серьезно изменить ситуацию в потребительском кредитовании.
«Думаю, банкам несложно будет пойти на призывы Роспотребнадзора и указывать стоимость кредита в денежном выражении, однако такой инструмент, как эффективная процентная ставка, тоже необходим, поскольку он дает возможность сравнивать цену кредита в разных банках», – считает эксперт.