Кодекс презентовали президент АРБ Анатолий Аксаков и президент ЗАО «ДжиИ Мани Банк» Ричард Гаскин.
В законодательстве всегда найдутся технические лазейки, которые можно использовать
В его основу легли стандарты ответственного кредитования GE Money, действующие с 2005 года во всех 55 странах присутствия банка. В документе описываются общие принципы поведения и взаимодействия двух сторон – ответственного кредитора и добросовестного заемщика.
Один из главных принципов кодекса – предоставление ответственным кредитором заемщику полной и достоверной информации об условиях кредитования, в том числе о размере годовой и эффективной ставки, а также о размерах комиссий, штрафов и пеней. Не допускается введение клиента в заблуждение, утаивание такого рода информации.
Согласно кодексу, банки должны соблюдать конфиденциальность предоставляемой заемщиком информации и предпринимать меры для охраны персональных данных и сохранения банковской тайны.
Еще одним пунктом в документе прописана обязанность ответственного кредитора обеспечивать эффективную оценку кредитоспособности заемщика до заключения договора потребительского кредитования.
Помимо этого банки должны предпринять все возможные действия для досудебного решения споров, но при этом не препятствовать обращению заемщика за судебной защитой своих прав.
Принимать или нет на себя такого рода обязательства – дело сугубо добровольное.
«Кодекс позволит не только повысить доверие между заемщиками и кредиторами, но и стать дополнительным и, главное, добровольным саморегулирующим инструментом для участников рынка», – считает Анатолий Аксаков.
По мнению Ричарда Гаскина, следуя принципам кодекса, банки не только не потеряют клиентов, а приобретут добросовестных постоянных заемщиков.
«Заемщики смогут рублем «проголосовать» за тот банк, который придерживается принципов кодекса», – подчеркнул он.
Собственно, есть и закон, который обязывает банки предоставлять клиентам максимально полную информацию об условиях кредитования. «Но в законодательстве всегда найдутся технические лазейки, которые можно использовать», – говорит Ричард Гаскин. По его мнению, основная задача кодекса заключается в том, чтобы банки следовали не только букве, но и духу закона.
Анатолий Аксаков заверяет, что в настоящее время около 10 банков в РФ готовы работать по профессиональному кодексу. Кстати, в его разработке приняли участие и регулирующее органы, в том числе Банк России, Федеральная антимонопольная служба и МЭРТ.
Начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Юлия Бондарева тоже считает создание кодекса важным шагом на пути раскрытия банками информации о реальных процентных ставках по кредитам.
«Кодекс – это правила добросовестного конкурирования. Такая практика может рассматриваться и с точки зрения регулятора», – отметила она.
Еще одна идея, которую АРБ собирается воплотить в ближайшее время, – это институт омбудсменов. Омбудсменом (от шведского ombudsman) называют специально избираемое должностное лицо, которое должно следить за соблюдением прав человека разного рода административными органами, частными лицами и объединениями.
По замыслу членов АРБ, клиент банка получит возможность обращаться по упрощенной схеме непосредственно к омбудсмену для разрешения конфликтов со своим банком.
Такая система успешно работает, например, в Великобритании и Германии. Анатолий Аксаков выразил надежду, что и Россия последует примеру этих стран.