Крупнейший российский производитель грузовиков «КамАЗ» изучает три варианта развития: слияние с белорусским производителем грузовых автомобилей «МАЗ», продажу миноритарного пакета иностранному стратегическому партнеру или размещение его на бирже.
После насыщения рынка компания уже не сможет развиваться, удерживая сильные позиции лишь в одном узком сегменте
Источники, близкие к компании, сообщили агентству Reuters, что в случае благоприятного развития событий сделка по продаже стратегическому инвестору возможна не ранее конца текущего года.
События, скорее всего, будут развиваться по варианту АвтоВАЗа, продавшего блокпакет французской Renault.
«Наиболее вероятная сделка планируется в два этапа: это продажа стратегу, что повысит стоимость, а затем – размещение», – сказал источник, уточнив, что речь идет не о государственном пакете.
Предполагается, что один из акционеров компании – «Тройка Диалог», владеющая 20% акций КамАЗа, – консолидирует пакет больше блокирующего, но меньше контрольного.
Затем компании будут готовить продажу пакета.
В число претендентов входят немецкая MAN AG, шведские Scania и Volvo, а также итальянская Iveco.
Однако компания MAN сообщила, что не собирается приобретать пакет акций КамАЗа.
«Компания не рассматривает никаких вариантов в данном направлении», – сообщил представитель MAN.
КамАЗ исходит из примерной оценки компании в 10 показателей EBITDA, или около 5 млрд долларов на текущий момент.
Аналитик «Центринвест Груп» Наталья Сорокина считает, что КамАЗ себя оценивает недешево.
«Цена в 10 годовых EBITDA представляется весьма амбициозной заявкой. У КамАЗа интересное производство, но ему нужно инвестировать в него серьезные средства, – говорит госпожа Сорокина. – У компании может быть какой-то козырь, который она откроет ближе к размещению. Это могут быть конкретные планы по расширению производства, как, например, то, что компания, по некоторым сообщениям, рассматривает возможность слияния с МАЗом».
Аналитик Банка Москвы Михаил Лямин полагает, что сейчас не самое удачное время для продажи пакета акций стратегическому инвестору, потому что компания и так демонстрирует внушительные темпы роста.
«КамАЗ делает упор на сегменте тяжелой техники, в котором, в общем-то, нет жесткой конкуренции. Рынка хватит всем, и компания сможет еще несколько лет наращивать объемы производства без особых проблем. Однако после насыщения рынка компания уже не сможет развиваться, удерживая сильные позиции лишь в одном узком сегменте.
Тогда компании нужно будет внедрять параллельные крупные проекты, и для этого КамАЗу потребуются масштабные инвестиции, – рассказывает эксперт. – В свою очередь иностранному инвестору интересна будет сделка с КамАЗом в плане продвижения своей продукции на очень перспективный российский рынок».
«По моим оценкам, если исходить из фундаментальных показателей, то цена в 5 млрд долларов за КамАЗ является несколько завышенной», – добавляет он.