В совет директоров «Норильского никеля», который будет избран на внеочередном собрании акционеров компании 26 декабря, не войдет глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов. Он отозвал письменное согласие быть кандидатом в члены. Об этом говорится в официальном сообщении «Норникеля».
Отказ Чемезова может быть вызван желанием сделать «приход» государства в компанию менее болезненным
В письме, адресованном гендиректору ГМК Владимиру Стржалковскому, Чемезов, в частности, выразил надежду на взаимовыгодное сотрудничество в будущем, отмечается в сообщении компании. Чемезов был номинирован в совет «Норникеля» Внешэкономбанком, который предоставил РУСАЛу кредит на 4,5 млрд долларов под залог 25% акций ГМК для погашения внешнего займа. Как говорится в сообщении «Норникеля», Чемезов соответствовал требованиям, предъявляемым к независимому директору уставом ГМК, передает РИА «Новости».
Таким образом, список кандидатов в расширенный до 13 с девяти членов совет директоров состоял из 18 человек. Ранее четыре кандидата (Хайнц Шиммельбуш, Ги де Селье, Тай Винстон Берт и Лука Кордеро ди Монтеземоло), которые баллотировались в совет директоров ГМК в качестве независимых директоров, также отозвали свое письменное согласие быть кандидатами.
В результате после самоотвода Чемезова количество кандидатов сократилось до 18 человек с изначальных 23.
По мнению экспертов, эти выборы в совет директоров «Норникеля» могут претендовать на рекорд по количеству самоотводов. Специалисты в области корпоративного управления не могут вспомнить аналогичного случая в крупных российских компаниях за последние годы, сообщает «Интерфакс».
В списке кандидатов в совет директоров «Норникеля» в качестве представителя государства оставался только Александр Волошин, кандидатуру которого выдвинули и РУСАЛ, и «Норникель», также он был предложен Внешэкономбанком.
Как ранее писала газета ВЗГЛЯД, в конце ноября Потанин и Дерипаска объявили об урегулировании акционерного конфликта. Они заявили, что видят оптимальной структуру будущего совета, в котором по четыре места получат представители РУСАЛа и «Интерроса», еще три – независимые директоры, одно – гендиректор «Норникеля» Владимир Стржалковский и еще одно – представитель государства.
При этом было объявлено, что ни Дерипаска, ни Потанин в совет не войдут, а возглавить его может независимый директор или представитель государства.
Аналитик компании «АТОН» Ольга Митрофанова отмечает, что отказ Чемезова баллотироваться в совет директоров компании именно в день переизбрания СД выглядит достаточно странно. Тем не менее она предполагает, что это может быть вызвано желанием сделать «приход» государства в компанию менее болезненным, по крайней мере в глазах западных инвесторов. «Чемезов славится своей активной позицией. И если бы он вошел в совет директоров «Норникеля» и тем более возглавил его, государственное влияние на компанию заметно бы возросло», – пояснила она газете ВЗГЛЯД.
Впрочем, на движение котировок бумаг «Норникеля» это никак не повлияло. Российские инвесторы прекрасно понимают, что компания и без того уже находится в руках государства (порядка 50% акций находятся в руках Внешэкономбанка и ВТБ).
Митрофанова напоминает, что во время острого конфликта между акционера ГМК котировки акций «Норникеля» в преддверии заседания совета директоров либо общего собрания акционеров «штормило». «Сегодня бумаги ведут себя очень спокойно. Исход заседания совета директоров понятен», – добавила она.
Сам Сергей Чемезов позже объяснил отзыв согласия баллотироваться в совет директоров «Норильского никеля» желанием сосредоточиться на возглавляемой им госкорпорации.
«Ставлю перед собой цель сосредоточить усилия прежде всего на работе в государственной корпорации «Ростехнологии», от эффективности деятельности которой во многом зависит успех в решении поставленных руководством страны задач», – говорится в заявлении Чемезова.
Как сообщил на пресс-конференции по итогам собрания гендиректор «Норникеля» Владимир Стржалковский, на первом заседании совета директоров в новом составе его председателем был единогласно избран экс-глава администрации президента РФ Александр Волошин.
Кроме него в совет директоров ГМК вошли три независимых кандидата, четыре представителя РУСАЛа и четыре – «Интерроса», передает ИА «Финмаркет».
В совет также вошли Джерард Холден (руководитель инвестиционного подразделения Barclays Capital по горнодобывающей и металлургической отраслям), Брэд Миллз (генеральный директор третьего по величине мирового производителя платины Lonmin в 2004–2008 годах), Фархад Мошири (председатель совета директоров холдинга «Металлоинвест», бизнес-партнер совладельца «Металлоинвеста» Алишера Усманова).
От РУСАЛа избраны Александр Булыгин (гендиректор РУСАЛа), Владислав Соловьев (гендиректор En+, член совета директоров РУСАЛа), Максим Соков (директор по управлению инвестициями РУСАЛа), Дмитрий Афанасьев (председатель комитета партнеров адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», член совета директоров РУСАЛа).
От «Интерроса» в совет вошли Андрей Клишас (председатель совета директоров «Интерроса»), Андрей Бугров (управляющий директор), Алекс Полевой (заместитель гендиректора по финансовым вопросам) и Сергей Батехин.
В совет вошел и сам гендиректор «Норникеля» Стржалковский.
При этом, как сообщил ВЗГЛЯДу источник близкий к акционерам РУСАЛа, совет директоров РУСАЛа принял решение, что ни один из акционеров компании не войдет в состав СД «Норникеля».