Экономика

7 ноября 2008, 18:25

Олег Дерипаска покупает дело жизни Брежнева

Фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) дала санкцию на увеличение «Базовым элементом», принадлежащим Олегу Дерипаске, доли в ПСК «Трансстрой» с 50% до 100%, сообщил газете ВЗГЛЯД глава управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС Владимир Ефимов. Причем, как подчеркнул чиновник, сейчас ничего не мешает «совершению сделки уже в самые ближайшие дни и нет причин сомневаться в этом».

«Трансстрой» является крупнейшей в России компанией, которая специализируется на дорожном строительстве. В 1991 году она была создана, а если быть точным, то фактически приватизирована, министром транспортного строительства СССР Владимиром Брежневым. Тогда бессменному руководителю отрасли и однофамильцу генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева «позволили» превратить союзное ведомство в частную корпорацию.

Наступление» холдинга Олега Дерипаски на российские дороги идет по всем направлениям и с огромной скоростью

Как свидетельствуют сотрудники нынешней корпорации, в состав этого конгломерата разного рода организаций входили тысячи предприятий по всей стране, начиная от головного московского офиса – одной из семи высоток у площади трех вокзалов – и до разнопрофильных СМУ, институтов, производственных комбинатов, десятков тысяч единиц подвижного состава, включая даже собственную транспортную милицию.

В советские времена эта структура по праву считалась как одной из самых закрытых, так и самых богатых. Достаточно сказать, что руководители среднего звена министерства в середине 80-х годов имели зарплаты на уровне 600 рублей в месяц (это как сейчас примерно тысяч восемь долларов) и социальный пакет, которому впору завидовать нынешним крупнейшим банкам.

Совладельцем «Трансстроя» Олег Дерипаска стал осенью прошлого года. Перед сделкой все активы компании, связанные с транспортным строительством, были сосредоточены в ООО «Проектно-строительная компания (ПСК) «Трансстрой», 50-процентную долю которого и приобрел «Базэл». Тогда специалисты оценили сделку в 400–500 миллионов долларов. Но, по некоторым данным, она была выше на 40–50%.

По условиям соглашения между Олегом Дерипаской и Владимиром Брежневым 50% ПСК осталось у прежних владельцев – топ-менеджмента ООО «Группа компаний «Трансстрой» во главе с президентом Владимиром Брежневым. В совет директоров вошли 10 человек – по пять от каждой стороны.

Сумма второго этапа сделки, которая планировалась сторонами с момента приобретения первой половины пакета корпорации, может составлять, как считают просившие не называть их имен сотрудники «Трансстроя», от 500 до 700 миллионов долларов. Они также считают, что в течение прошедшего года с момента первой сделки из-под контроля будущих владельцев был выведен целый ряд предприятий, ориентированных на строительство дорог в странах СНГ.

Сумма сделки также являлась предметом постоянных консультаций договаривающихся сторон, но, как говорят источники газеты ВЗГЛЯД в корпорации, «сбить» цену не удалось после того, как стало ясно, что и на фоне мировых кризисных явлений государство не собирается снижать инвестиции в инфраструктурное строительство.

Напомним, что недавно председатель правительства, председатель партии «Единая Россия» Владимир Путин одобрил проект стратегии развития транспортной отрасли, согласно которой до 2030 года государство потратит на нее 170 триллионов рублей.

Некоторые эксперты указывают, что из ежегодных почти восьми триллионов рублей «Трансстрой» может претендовать как минимум на половину.

Таким образом, ни у кого не вызывает сомнений, что Олег Дерипаска совершил чрезвычайно выгодную покупку и вполне может претендовать на звание «главного дорожного строителя» России. Причем времена «финансового лихолетья» не только не воспрепятствовали сделке, но и, наоборот, пришлись как нельзя кстати, учитывая грядущее выделение госсредств на поддержку отрасли.

Как только Владимир Брежнев решил отойти от дел отрасли, которой он руководил бессменно почти четверть века, контракт был подписан без каких-либо проволочек. Источник газеты ВЗГЛЯД в «Базэле» подтверждает, что сделка финансировалась из денег холдинга Олега Дерипаски. Со своей стороны, сотрудники «Трансстроя» говорят, что за корпорацию могли «просить столько, сколько считали нужным», так как программы инвестиций в транспортное строительство России соизмеримы с вложениями в этот сектор во всей Европе, и скупиться тут было бы просто смешно.

Между тем еще месяц назад Олег Дерипаска из-за margin calls лишился 25% акций канадской Magna и 9,99% акций немецкого строительного холдинга Hochtief. А под залог 25-процентной доли в Strabag «Базэл» получил кредит от других совладельцев австрийской компании. Эти деньги были направлены банкам, финансировавшим покупку пакета.

Как сообщает пресс-служба «Базэла», консорциум во главе с Raiffeisen Zentralbank Oesterreich AG предоставил входящей в «Базовый элемент» компании Rasperia Trading Limited двухлетний кредит на 460 миллионов евро для рефинансирования займа, обеспеченного акциями инженерно-строительного концерна Strabag. Как отмечается в сообщении, «Базэл» предоставил собственные гарантии по этому займу, впрочем, не уточняя, какие именно. Напомним, что холдинг Олега Дерипаски владеет 25% акций Strabag с 2007 года.

Стоит также отметить, что объединенная компания «Российский алюминий», подконтрольная предпринимателю, взяла во Внешэкономбанке 4,5-миллиардный кредит для рефинансирования обязательств перед западными банками, в обеспечение которых был заложен блокирующий пакет акций «Норильского никеля». Теперь этот пакет находится в залоге у ВЭБа. И если до конца 2009 года Олег Дерипаска не сможет выплатить кредит, акции останутся у Внешэкономбанка.

О серьезности намерений Олега Дерипаски стать номером один в дорожном строительстве стало понятно в августе нынешнего года, когда его структуры приобрели контрольный пакет акций научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦНИИС), одного из самых крупных и уважаемых НИИ в стране. По оценкам специалистов, уникальное научное учреждение стоило «Базэлу» 20–25 миллионов долларов, причем еще до совершения сделки было официально объявлено, что инвестиции в НИИ будут составлять десятки миллионов ежегодно. Планируемый уровень оборота работ оценивается в один млрд рублей, что само по себе можно считать беспрецедентным в печальной истории российских НИИ.

Согласно данным газеты ВЗГЛЯД, этот институт является одним из основных разработчиков нормативной базы и строительных стандартов, по которым ведется проектирование и строительство большинства сложных транспортных объектов во всей стране, а также в СНГ. Заказчиками исследований и проектов института являются все главные «монстры» стройкомплекса России – РЖД, «Метрострой», правительство Москвы, крупнейшие компании и холдинги. Именно в этом НИИ придумали и реализовали проекты спортивной арены стадиона «Лужники», Третьего транспортного кольца, Лефортовского и Серебряноборского тоннелей и много другого, чем сегодня по праву гордится Москва.

«Базовый элемент» – это гигантский многопрофильный холдинг, имеющий устойчивые интересы в самых различных сферах, – говорит аналитик компании «Экспертиза-Сервис-М» Денис Кудряшев. – Фактически он и есть тот единственный, кто сейчас оказался способным выкупить вторую половину корпорации, а значит, именно он будет доминировать на рынке дорожного строительства в ближайшие годы, доведя свое влияние до максимума».

Согласно официальным данным, «Базовый элемент» – это инвестиционная компания, созданная в 1997 году с активами в России и за рубежом. Основные активы компании сосредоточены в шести секторах – энергетическом, ресурсном, машиностроительном, финансовых услуг, строительном и авиационном. Предприятия холдинга расположены в России и странах СНГ, а также в Африке, Австралии, Азии, Европе и Латинской Америке.

«Наступление Олега Дерипаски» на российские дороги идет по всем направлениям и с такой скоростью, что все остальные только успевают ставить галочки над упущенными возможностями и выгодными проектами», – говорит директор стройкомпании «О.С.Г.» Леонид Мальцев.

Среди последних достижений «Базэла» – победа в тендере на строительство Западного скоростного диаметра в Петербурге, реконструкция аэропортов и строительство олимпийских объектов в Сочи, Геленджике и Анапе, сооружение порта «Морской фасад», защитных сооружений от наводнений в Санкт-Петербурге и целого жилого района, железнодорожные пути протяженностью более 300 километров к Эльгинскому месторождению.

К «железнодорожным» победам можно добавить суперконтракт в размере 34,5 миллиарда рублей на строительство 450-километровой железнодорожной магистрали в Якутии. Она позволит связать отдаленные уголки Якутии и ее столицу с БАМом и федеральной сетью железных дорог России, расширив тем самым экономические возможности огромного региона.

О серьезности намерений стать лидером стройиндустрии можно судить и по недавнему заявлению соруководителя строительного сектора холдинга «Базэл» Эл Джея Махона, который объявил о планах провести IPO компаний этого дивизиона в 3–5-летней перспективе. По его оценке, текущий инвестиционный портфель в стройбизнесе оценивается приблизительно в 10 млрд долларов. При этом Эл Джей Махон подчеркнул, что из 8 млрд долларов, потраченных «Базэлом» на сделки по слиянию и поглощению, 4,5 миллиарда пришлись именно на строительный сектор. Сегодня, как говорит директор, холдинг готов инвестировать в 20 объектов инфраструктуры в России, странах СНГ и на Западе, в частности – в аэропорты в Праге и Братиславе.

Мировой финансовый кризис и явная устремленность в строительный сектор, которая больше напоминает экспансию, по всей видимости, вынудили владельца «Базэла» отказаться от части непрофильных активов, в первую очередь медийных. Как сообщает газета «Коммерсантъ», компания «РАИНКО» Олега Дерипаски предложила ряду известных издательских домов купить журналы Empire, Car и, возможно, Hello!.

Как рассказали газете ВЗГЛЯД эксперты медиарынка, в докризисный период каждое из изданий можно было продать за 4–5 миллионов долларов. Сегодня ценовая «вилка» составляет от 500 тысяч до 1,5 млн долларов.

Согласно данным газеты «Коммерсантъ», возможность продажи принадлежащего бизнесмену миноритарного пакета в издательском доме «Эксперт», а также нескольких телестанциях в регионах пока не рассматривается.

Текст: Павел Огородников

Вам может быть интересно

Песков объяснил уведомление США о пуске ракеты «Орешник»
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Лавров: Украинцы на передовой разговаривают на русском языке

Украинские законы направлены на истребление русского языка, хотя на передовой большинство украинцев продолжают говорить на русском языке, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

NYT: США и Европа предложили вернуть Киеву ядерное оружие

В США и Европе обсуждают как возможную гарантию безопасности возвращение Киеву ядерного оружия, от которого Украина отказалась после распада СССР, сообщила газета The New York Times (NYT).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Лукашенко потребовал учитывать интересы Минска на переговорах по Украине

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил важность защиты интересов Минска в переговорах между Россией и Украиной, подчеркнув необходимость самостоятельного решения славянских народов без вмешательства извне.

Фицо не испугался критики ЕС за поездку в Москву на парад 9 мая

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что не боится европейской критики за свой визит на парад Победы в Москве, подчеркнув суверенитет Словакии в этом решении.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?