«Современный мир быстро меняется. Эти изменения особенно заметны в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. На их примере видны все плюсы и минусы глобальной экономики, а также широкая взаимная зависимость стран друг от друга. Я уверен, что АТЕС может и должен играть все большую роль в поисках путей установления стабильности», – пишет Медведев в статье, опубликованной в The Washington Times.
Инвестиционные мощности рынков стран – членов АТЭС позволяют нам считать, что этот регион в будущем станет локомотивом устойчивой мировой экономики
Глава российского государства подчеркивает, что страны АТЭС, которые встречают все новые и новые вызовы извне, должны улучшить систему своей безопасности, а также создать институты устойчивого развития.
«Глобальный финансовый кризис был вызван, главный образом, неустойчивостью финансового рынка и ошибочной экономической политикой некоторых стран. Чтобы защитить национальную экономику, Россия предпринимает эффективные меры по ее стабилизации. Мы разработали программу по минимизации воздействия кризиса и в её рамках уделяем большое внимание расширению международного сотрудничества. Мы считаем, что это является ключом к решению приоритетных задач по установлению многополюсной международной финансовой и экономической системы», – пишет Медведев, подчеркивая, что именно перед странами АТЭС стоит сейчас задача разрешения мирового экономического кризиса.
«Сегодня роль формирующейся экономики возросла как никогда. На фоне упадка традиционных устойчивых экономик (и даже опасности рецессии в развитых странах) возможности поддерживать быстро растущие курсы, инвестиционные мощности рынков стран – членов АТЭС и высокий человеческий и технологический потенциал этих стран позволяют нам считать, что этот регион станет в будущем локомотивом устойчивой мировой экономики. Мы верим, что страны АТЭС станут лидерами посткризисного периода и займут ключевые позиции на рынке», – поясняет президент России.
Поэтому Медведев считает необходимым обсудить на саммите ряд предложений по модернизации экономики, которые были озвучены на саммите G20, прошедшем в Вашингтоне 15 ноября. По словам президента, организация устойчивого торгового взаимодействия должна способствовать созданию современной гибкой системы международной торговли и укрепить роль региональной валюты.
Что касается энергетического сектора, здесь Медведев разделяет мнение участников форума по вопросу о ценовых колебаниях, которые «влияют на рост экономики и наносят вред реализации срочных социальных проектов».
Задачей такого «нефтегазового гиганта», как Россия, Медведев видит создание системы топливных поставок в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая позволит потребителям варьировать географию импорта и обеспечит надежное и непрерывное снабжение.
Говоря об экологических проблемах, президент напоминает о том, что Россия соблюдает нормы Киотского протокола, а также о том, что в июле 2008 года были предприняты меры по увеличению эффективности расхода энергетических ресурсов, чтобы к 2020 году ВВП на потребление энергии был снижен на 40% по сравнению с 2007 годом.
«Россия обладает уникальным аграрным потенциалом и использует его не только на внутреннее потребление, но и в качестве помощи другим странам. В будущем Россия добьется того, что станет главным игроком на мировом продовольственном рынке», – пообещал Медведев, добавив, что Россия выдвинула инициативу провести Мировой зерновой саммит в Санкт-Петербурге в июне 2009 года.
Особо в статье отмечается инициатива Перу по расширению сектора социальной ответственности стран – членов АТЭС: «Там, где сфера государственных и частных интересов консолидируются, чтобы достигнуть общей стратегической цели, идет устойчивое и прогрессивное социальное и экономическое развитие всего обширного Азиатского и Тихоокеанского пространства. Россия полностью разделяет и поддерживает эти начинания. Мы нацелены на дальнейший многоаспектный диалог со странами АТЭС по вопросу либерализации торгового режима и развития инвестиционного взаимодействия».
Отмечает глава российского государства и такие приоритеты взаимодействия, как борьба с международным терроризмом, который, в том числе, наносит урон экономическим связям государств, морское сообщение, транспортировка энергии, борьба с коррупцией, а также «улучшение совместных действий».
«Это [совместные действия] также включает предупреждение природных катастроф и смертельных болезней. Только за последние годы помощь российских спасателей, которые работали рука об руку с коллегами, позволила спасти и защитить жизни тысяч людей», – замечает он.
В заключение Дмитрий Медведев выражает уверенность в том, что вовлечение России в процесс интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе приведет к созданию более эффективных социальных и экономических программ в стране, а усиление сотрудничества в сфере высоких технологий и транспортировки поможет установить «мост» для перемещения грузов между странами АТЭС и Европой. Такие связи в первую очередь важны для Сибири и Ближнего Востока, именно поэтому российские власти решили провести саммит АТЭС в 2012 году во Владивостоке.
Как писала ранее газета ВЗГЛЯД, в пятницу российский президент отправляется в шестидневное турне по странам Латинской Америки и Европы. В его планах трехчасовое посещение Португалии, участие в саммите АТЭС в Перу, встреча с американским президентом Джорджем Бушем, визит в Бразилию для налаживания деловых контактов. Завершится визит российского президента в Венесуэле и на Кубе.
Латиноамериканское турне президента Медведева не обещает стать легкой прогулкой. Дело в том, что Россия планировала осуществить в Южной Америке ряд крупных проектов в нефтегазовой сфере, но теперь мировой кризис поставил под вопрос разумность их финансирования. С другой стороны, Россия, конечно, не может позволить себе отказаться от усиления своего влияния в регионе. Причем не только в латиноамериканском регионе, но и в тихоокеанской зоне вообще.
АТЭС объединяет экономики 21 страны, в него входят: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Канада, Китайская Народная Республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония. С крупнейшей из этих стран – Китаем – Россия ведет очень сложные переговоры по проведению на китайскую территорию нефтяной трубы, Китай мог бы стать и крупным покупателем сибирского газа. Пока только КНР рассматривается в качестве покупателя российских углеводородов, переговоры стопорятся. Но если заинтересовать в сотрудничестве другие страны региона, то можно рассчитывать на привлечение серьезных инвестиций для постройки, скажем, предприятий по производству сжиженного газа, который потом легко будет доставлять в любую точку планеты (сейчас же сибирский газ можно продавать только Китаю).
Вот почему президент не упустил возможности еще раз объявить о надежности России как поставщика. Надо, понятно, создать конкуренцию среди покупателей.
Кроме того, в России сегодня сельчане не могут продать рекордный урожай зерновых. А, скажем, в Мексике кукурузные лепешки почти удвоились в цене, и народ там ропщет. Россия нынче включена в жестокую конкурентную борьбу за рынки сбыта, и европейцы тоже предлагают зерно, и американцы. Вот почему Медведев не преминул, просто говоря, написать в своей статье, что РФ готова кормить не только себя.
Прямое участие президента в продвижении национальных товаров – обычная вещь для всех развитых стран. В России этим начал заниматься Владимир Путин в начале века, теперь эстафету перехватил Медведев. Но Путин предпочитал прямые переговоры с лидерами той или иной страны, а Медведев на этот раз обратился ко всем странам – членам АТЭС через прессу.
В результате, помимо прочего, и тот же Китай получает ясный сигнал: Россия активно ищет новых торговых партнеров. Это подействует.