Во Внешэкономбанке не знают о покупке 50% акций компании «Томскнефть». В пятницу министр финансов Алексей Кудрин сказал, что наблюдательный совет Внешэкономбанка не получал и не рассматривал материалов по приобретению 50% акций Томскнефти у НК «Роснефть» за 3,4 млрд долларов.
Внешэкономбанк выступил посредником – купил пакет акций Томскнефти в интересах клиента
Не сообщая подробностей, господин Кудрин подчеркнул, что достоверно факт проведения такой сделки не подтвержден.
О продаже 50% Томскнефти Роснефть объявила 2 июля. В соответствии с официальным сообщением покупателем выступил Внешэкономбанк.
В нем же говорилось, что сделка будет проведена через «внучку» Роснефти ООО «Нефть-Актив». Она же впоследствии будет учитывать результаты деятельности Томскнефти в своей отчетности по принципу долевого участия.
«Вырученные в результате продажи 50% акций Томскнефти средства позволят Роснефти завершить ранее объявленные сделки без увеличения имеющейся задолженности», – говорилось в сообщении.
Роснефть от продажи не отказывается. «Компания совершила все требуемые законом действия для совершения сделки. Средства уже получены», – подтвердили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе НК.
В инвестиционном меморандуме Роснефти говорится, что за 50% Томскнефти компания получила 3,4 млрд долларов. Средства, скорее всего, пойдут на оплату офиса и трейдинговой компании НК «ЮКОС», которые Роснефть выкупила у ООО «Прана».
В пресс-службе госкомпании эту информацию не подтверждают. «Куда пошли средства – это отдельный вопрос», – подчеркнул представитель Роснефти.
Заявление Алексея Кудрина о том, что наблюдательный совет Внешэкономбанка незнаком с документами по сделке, удивило экспертов. «Фраза не совсем понятная. Но возможно, сделка могла быть структурирована таким образом, что это не требует утверждения наблюдательным советом», – предположил аналитик банка Credit Suisse Вадим Митрошин.
8 июня 2007 года Внешэкономбанк был зарегистрирован в качестве госкорпорации. В соответствии с законом о государственной корпорации «Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» наблюдательный совет должен рассматривать все сделки, которые совершаются на сумму, которая превышает 10% капитала банка.
По словам председателя госкорпорации Владимира Дмитриева, по российским стандартам финансовой отчетности этот показатель компании составляет 650 млн долларов, а по МСФО – 1 млрд долларов.
«Теоретически то, что о сделке не знает наблюдательный совет банка, может быть результатом неумышленной ошибки», – считает один из экспертов.
«Такая покупка не могла пройти мимо наблюдательного совета ВЭБа, возможно, все дело в несогласованности информации», – не исключают в компании Unity Trust.
По мнению одного из участников рынка, неосведомленность наблюдательного совета означает, что это была клиентская сделка. «Внешэкономбанк выступил посредником – купил пакет акций Томскнефти в интересах клиента. Если не предполагается расходование средств банка, наблюдательный совет сделку не рассматривает», – объяснил он газете ВЗГЛЯД.
Третьим участником сделки, который в дальнейшем получит пакет Томскнефти от ВЭБа, может быть Газпром или дочерняя компания холдинга «Газпром нефть». «Но об интересе Газпрома к Томскнефти известно давно и не совсем понятно, зачем это скрывать», – недоумевают в Unity Trust.
В пресс-службе Газпрома возможную причастность холдинга к сделке никак не комментируют.