Решение Газпрома удивило норвежскую Statoil, которая до сих пор вела переговоры о партнерстве. Эксперты не исключают, что в ближайшее время проекту появятся новые участники. Это может быть СП Statoil и Norsk Hydro.
Газпром выбрал французскую нефтегазовую компанию Total партнером для первой фазы освоения Штокмановского месторождения.
У Газпрома проблемы с деньгами, в одиночку ему этот проект не осилить, возможно, в ближайшее время Statoil тоже появится в проект
«Первая фаза освоения месторождения предусматривает добычу 23,7 млрд кубометров природного газа и начало поставок по газопроводу в 2013 году, сжиженного природного газа – в 2014 году», – сообщил председатель правления монополии Алексей Миллер.
По данным топ-менеджера, для организации проектирования, финансирования и строительства в рамках проекта создается компания, которая впоследствии будет собственником инфраструктуры первой фазы. «Доля Газпрома в уставном капитале создаваемой компании составит 75%, доля Total – 25%», – сообщил господин Миллер.
Председатель правления отметил, что «предусмотрена возможность привлечения еще одного или нескольких иностранных партнеров на долю до 24% за счет снижения участия Газпрома». «В любом случае, Газпром сохранит за собой не менее 51% акций в компании специального назначения, 100% акций компании – владельца лицензии на месторождение и будет собственником всего объема добываемых углеводородов», – добавил топ-менеджер.
«Подписание соглашения состоится завтра, до этого мы не будем комментировать этот проект», – сказали газете ВЗГЛЯД в пресс-службе Газпрома.
Оперативный комментарий Total получить не удалось.
Газпром позиционирует Штокмановское газоконденсатное месторождение (ШГМ) как ресурсную базу для экспорта российского газа в Европу через газопровод Nord Stream, а также для производства сжиженного природного газа (СПГ).
В 2004–2005 годах Газпром подписал меморандумы с энергетическими компаниями, которые представили технико-коммерческие предложения по реализации совместных проектов разработки Штокмановского месторождения, строительству завода по сжижению газа и поставкам СПГ на американский рынок.
После анализа этих предложений Газпром оставил только пять компаний для детальных коммерческих переговоров: Statoil (Норвегия), Total (Франция), Chevron (США), Hydro (Норвегия) и ConocoPhillips (США).
Концерн рассматривал возможность предоставить 49% в Штокмановском проекте иностранным компаниям, но потенциальные партнеры не смогли предложить активы, заинтересовавшие компанию. Осенью 2006 года монополия заявила о том, что будет самостоятельно разрабатывать это месторождение.
Смена позиции и выбор партнера в пользу Total вызвали недоумение одного из претендентов на разработку. «Все это время мы продолжали вести переговоры с Газпромом, и думаю, что эти переговоры продолжатся и в дальнейшем, поскольку нам есть что предложить России в плане имеющихся у нас технологий разработки газоконденсатных месторождений в Баренцевом море», – сказал журналистам пресс-секретарь компании Statoil Авильд Стейне.
Он напомнил, что Норвегия реализует в Мурманске социальные программы, которые, тем не менее, не будут свернуты. «Реализация норвежских социальных программ в Мурманске продолжится независимо ни от чего», – подчеркнул он.
Этим летом зампред правления Газпрома Александр Ананенков заявлял, что в Штокмановский проект придут те инвесторы, которые привнесут в освоение месторождения уникальные технологии.
Директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что у Total нет выдающихся изобретений, которыми не обладают ее конкуренты. «Любая большая западная фирма могла бы заменить Total в плане технологий и уровня затрат, – говорит он. – Я думаю, участие французов связано двусторонними соглашениями между Газпромом и Total».
Аналитик уверен, что в проекте Total получит возможность закупать СПГ с завода в Видяево (предприятие по производству СПГ в 660 километрах от месторождения. – Ред.) – 25%, согласно своей доле участия в проекте. «Это гарантированные поставки газа объемом почти 6 млрд кубометров в год», – отмечает он.
Михаил Корчемкин считает, что «на оставшиеся 24% возможного участия монополия привлечет еще новых партнеров». «У Газпрома проблемы с деньгами, в одиночку ему этот проект не осилить, – резюмирует аналитик. – Думаю, в ближайшее время Statoil тоже появится в проекте».
«Выбор французской Total в качестве партнера для первой фазы освоения Штокмановского месторождения объясняется прежде всего тем, что французы обладают большим опытом работы на рынке СПГ, – говорит аналитик Института проблем естественных монополий Наталья Овсянникова. – А основной объем газа со Штокмана планируется экспортировать именно в виде СПГ и преимущественно в США».
В последнее время во взаимоотношениях России и США возникла определенная напряженность, поэтому, по словам эксперта, Газпрому необходима компания-партнер, имеющая обширные возможности выхода на североамериканский газовый рынок и обладающая долей в американских СПГ-терминалах. «Всем этим обладает Total, – говорит госпожа Овсянникова. – Кроме того, эта компания может способствовать увеличению продаж российского газа во Франции и выходу Газпрома на французский рынок газа для конечных потребителей».
Наталья Овсянникова предполагает, что помимо Total в Штокмановский проект войдет норвежская объединенная нефтегазовая компания, сформированная на базе нефтегазовых активов Statoil и Norsk Hydro, которые обладают опытом ведения подводной добычи газа и переработки его в СПГ в условиях глубоководного шельфа северных морей.