Заместитель председателя правления Газпрома Александр Ананенков на заседании президиума комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья заявил, что потребность четырех дальневосточных регионов в газе превышает 15 млрд кубических метров в год.
Цифра в 15 млрд кубометров, озвученная Ананенковым, на наш взгляд, завышена», – отмечают в ИК Unity Trust
«Мы считаем необходимым, чтобы газ «Сахалина-1» был продан Газпрому, – продолжил топ-менеджер. – Чтобы мы могли газифицировать эти субъекты и газ не пошел на экспорт».
Господин Ананенков пояснил, что добыча на проекте «Сахалин-3» начнется не ранее 2014 года, а до этого момента другого сырья для обеспечения потребностей региона не будет. Заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев поддержал заявление зампреда правления монополии, отметив, что «без этого газа баланс региона не складывается».
Проект «Сахалин-1» реализуется на условиях соглашения о разделе продукции. Акционерами выступают американская ExxonMobil (30%), Sodeco (30%), ONGC (20%) и Роснефть (20%). По данным Минпромэнерго, суммарные запасы газа категории С1 на «Сахалине-1» составляют 329 млрд кубических метров. Оператором проекта, который предполагает добычу 11,4 млрд кубометров газа в год, выступает ExxonMobil.
Из этого объема компания к 2009 году собирается поставлять 3 млрд кубометров на российский рынок, а около 8 млрд кубических метров в Китай. В конце 2006 года ExxonMobil подписала с КНР предварительное соглашение о поставках газа, окончательно сделка должна быть согласована до конца 2007 года.
В преддверии согласования проекта КНР с ExxonMobil Газпром активизировался. «Цифра в 15 млрд кубометров (потребности дальневосточных регионов. – Ред.), озвученная Ананенковым, на наш взгляд, завышена», – отмечают в ИК Unity Trust. По данным компании, реальные потребности этих субъектов в газе не превышают 5 млрд кубических метров в год.
«Завышение потребностей происходит для того, чтобы Газпром мог использовать излишки в своих интересах, например направив их на экспорт в тот же Китай», – уверены аналитики.
Между тем эксперты считают, что у газовой монополии действительно есть инфраструктурные сложности в удовлетворении потребностей регионов Дальнего Востока.
«Добычи в необходимых объемах там пока нет, – говорят эксперты. – Есть проект «Сахалин-2», но он не функционирует на полную мощность. Газ с «Сахалина-2» пойдет на экспорт». В ИК резюмируют, что монополии, вероятно, не удалось договориться с ExxonMobil о ценах на закупку газа с «Сахалина-1», поэтому корпорация подключает административный ресурс.
«Возможности поставки газа Газпромом на Дальний Восток ограничены, – соглашается аналитик Advance Research Михаил Бакулев. – Единственные возможные источники газа в этих субъектах – сахалинские проекты, поэтому Александр Ананенков и выдвинул такое предложение». По мнению аналитика, у корпорации достаточно связей, чтобы убедить американскую компанию.
«Несоблюдение лицензионных соглашений, неуплата налогов; пригрозят, что ExxonMobil не будет участвовать в других российских проектах, что не войдет в Штокмановское месторождение, – перечисляет список вероятных аргументов эксперт. – Пока этот алгоритм прекрасно действует».
Господин Бакулев считает, что прямой директивы правительства, обязывающей американскую компанию продавать газ с «Сахалина-1» Газпрому и запрещающей ей выход на китайский рынок, не будет. «Правительству это не очень интересно, инвестиционный имидж России пострадает, – отмечает он. – Кабинет министров может сказать оператору проекта: добывайте больше газа, тогда хватит на все».
В случае продажи газа с «Сахалина-1» Газпрому, а не на экспорт в Китай, акционеры проекта недосчитаются выручки в среднем около 1,36 млрд долларов в год.