Таинственное ООО «Прана» заплатило за счета трейдерских компаний ЮКОСа. В среду пресс-секретарь конкурсного управляющего компании Николай Лашкевич заявил, что 29 мая на счет ЮКОСа поступил окончательный платеж. Сумма составила 96,678 млрд рублей за вычетом задатка в размере 4,414 млрд рублей.
Наблюдатели предполагают, что за «Праной» могут стоять Сургутнефтегаз, банк «Россия» или структуры, близкие к Газпрому
В течение трех дней купленное имущество должно перейти к ООО «Прана» по акту приема-передачи и предоставлению доказательств соблюдения антимонопольного законодательства.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, самый странный аукцион по продаже активов ЮКОСа состоялся 11 мая. Участвовали два ООО – «Нефть-Актив», представляющая Роснефть, и «Прана». На торги был выставлен лот № 13, в который вошли трейдерские компании ЮКОСа: «ЮКОС Эксплорейшн энд Продакшн», «ЮКОС Рефайнинг энд Маркетинг», «ЮКОС-М», «ЮКОС-Москва», «ЮТ-Ойл», «Ю-Мордовия», «ЮКОС Восток Трейд», ООО «Торговый дом «ЮКОС-М» и здание ЮКОСа на улице Дубининская.
ООО «Прана» переплатило за лот в 4,5 раза. Стартовая цена составила 22,07 млрд рублей, по итогам торгов сумма достигла 100,091 млрд рублей (порядка 4 млрд долларов).
Аукцион продолжался три часа, всего было сделано 707 шагов по 110,335 млн рублей.
Ценность лота заключается не в здании на Дубининской, а в счетах, которые принадлежат трейдерам ЮКОСа. В этом ранее признался топ-менеджер Роснефти Питер О’Брайен. По неофициальной информации, суммы на этих счетах в несколько раз превышают 4 млрд долларов, заплаченные за активы ЮКОСа. Также у трейдеров ЮКОСа сохранились запасы топлива и уже заключенные контракты на поставку.
Кому принадлежит ООО «Прана» – до сих пор неизвестно. После того как закончился аукцион, ФАС заявила, что проверит собственников и, если не получит нужных сведений, запретит сделку. В понедельник вечером чиновники официально объявили, что получили нужную информацию и дали разрешение на сделку. Но кто стоит за «Праной», объявлено не было. Документы, поступившие в ФАС, содержат гриф «коммерческая тайна».
Участники рынка предполагали, что за ООО «Прана» стоит акционер ЮКОСа – Group MENATEP. Но исполнительный директор MENATEP Тим Осборн заявил газете ВЗГЛЯД, что «Прана» действовала не в интересах GM.
В среду глава ФАС Игорь Артемьев отказался раскрыть информацию о собственниках ООО «Прана». Но по его словам, такую информацию нельзя скрыть. «На предприятие в офисы придут реальные менеджеры, и их можно будет узнать», – отметил Игорь Артемьев.
По данным газеты ВЗГЛЯД, в среду в торговом доме ЮКОСа начнутся масштабные кадровые перестановки, которые прояснят ситуацию с новыми владельцами. Президент Роснефти Сергей Богданчиков в среду заявил, что госкорпорация не имеет отношения к ООО «Прана».
Российский инвестбанкир, пожелавший сохранить анонимность, не удивлен отсутствием связи между «Праной» и Роснефтью. «Роснефть шла на аукцион, чтобы выиграть, – замечает источник. – Очевидно, что схему с «Праной» придумали сторонние инвестбанки. Эта схема предназначена для того, чтобы охладить амбиции Роснефти».
Банкир напоминает, что информация о средствах на счетах трейдеров ЮКОСа не озвучивалась до последнего времени. Доступ к ней имел ограниченный список лиц. «Роснефть думала, что эти счета приготовлены для нее, – резюмирует источник, – и была очень удивлена, когда оказалось, что это не так. Покупка векселей и других обязательств компаний ЮКОСа, которые уже купила Роснефть, дает владельцам «Праны» потенциальную возможность влиять на госкомпанию, возможность привязать к себе Роснефть».
По словам инвестбанкира, в случае с «Праной» противники Роснефти применили ту же схему, которую корпорация Сергея Богданчикова использовала на аукционе по продаже Юганскнефтегаза в декабре 2004 года. Тогда неизвестное ООО «Байкалфинансгруп» перебило предложение Газпрома. Впоследствии оказалось, что БФГ представляла интересы Роснефти.
По мнению участников рынка, «Прана» стала инструментом в борьбе властных группировок за влияние на экономические процессы. Наблюдатели предполагают, что за «Праной» могут стоять Сургутнефтегаз, банк «Россия» или структуры, близкие к Газпрому.