Начальник Экспертного управления президента Аркадий Дворкович заявил в понедельник, что Россия заинтересована в совместном производстве гражданских самолетов с иностранными компаниями.
Россия заинтересована в совместном производстве гражданских самолетов с иностранными компаниями
В качестве основного партнера рассматривается европейская корпорация EADS, производящая самолеты Airbus.
Планируемые сроки выпуска самолета нового поколения – 2014–2016 годы. С учетом этих сроков Россия должна найти зарубежного партнера для производства лайнеров. Если этим партнером согласится стать EADS, то российская доля в капитале компании увеличится. Сейчас 5% акций EADS принадлежит банку «ВТБ». «В случае заключения договора о стратегическом партнерстве с EADS, доля ВТБ в компании будет увеличена. Если не договоримся, то увеличивать долю не имеет смысла», – отметил Аркадий Дворкович.
В том случае, если EADS откажется от сотрудничества по разработке лайнера, ВТБ может выйти из капитала компании. Глава банка Андрей Костин в апреле еще заявлял, что банк может продать свою 5%-ную долю, которая была куплена в прошлом году за 1 млрд евро. Также в понедельник ВТБ сообщил, что не намерен увеличивать долю в EADS. «Группа ВТБ рассматривает данную инвестицию в качестве исключительно торгового вложения», – заявил старший вице-президент банка Василий Титов. По словам Аркадия Дворковича, если ВТБ продаст свою долю, то это будет означать, что российская сторона отказывается от партнерства.
EADS владеет 10% акций российской корпорации «Иркут», входящей в ОАК. Аналитик Банка Москвы Михаил Лямин отмечает, что в принципе EADS может быть заинтересована в сотрудничестве с Россией. «Выгода очевидна – у EADS дорогое производство, и компании было бы интересно перенести его в более дешевые регионы. Россия – самый подходящий партнер, поскольку здесь имеются квалифицированные кадры и кое-какие мощности», – констатирует эксперт.
Аркадий Дворкович добавил, что если России не удастся договориться с EADS, то она будет искать других партнеров, среди которых он назвал Boeing и канадский концерн Bombardier.
Правительства Германии и Испании – крупные акционеры EADS – обеспокоены возможностью увеличения доли России в компании. Пока доли Франции, Германии и Испании превышают долю ВТБ. Один из крупнейших акционеров компании DaimlerChrysler в этом году уменьшил свой пакет с 22,5 до 15%, до 2010 года сохраняя право расторгнуть соглашение о продаже акций.
Проданные автоконцерном акции купил консорциум банков, среди которых Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs и Morgan Stanley. 60% проданного пакета приобрели частные структуры, а 40% – государственные.
Михаил Лямин считает, что вопрос о договоренности между Россией и акционерами EADS осложняется политическими обстоятельствами. «Производство EADS дает большое число рабочих мест, а рынок труда в развитых странах и так слабый. Вывод мощностей в Россию может вызвать конфликт на предприятиях», – замечает аналитик.