Российское правительство запретило продажу аудио- и видеозаписей на улице. 27 марта было принято постановление, в соответствии с которым продажа аудио- и видеодисков, а также дисков с программным обеспечением из палаток и с лотков запрещается.
Постановления всем хороши, но применять их никто не собирается. Проблема в коррупции милиции, которая «крышует» продавцов контрафакта
В документе перечислены требования, которым должны соответствовать диски, поступающие в продажу. Согласно перечню не допускается продажа контрафактной продукции.
По мнению участников рынка, есть риск, что постановление станет декларативным. Сейчас органы исполнительной власти не способны следовать собственным постановлениям в области контроля рынка контрафактной продукции.
По данным международных организаций, Россия и Китай лидируют в производстве и распространении контрафактной продукции, в частности в сегменте аудио-, видеопродукции и ПО. По оценкам американских компаний, ущерб от российского рынка контрафакта достигает 2 млрд долларов. По данным Microsoft, 80% ее программного обеспечения загружается в России нелегально.
По международным меркам в России ничего не предпринимается для изменения ситуации. В Гильдии по развитию аудиовидеоторговли отмечают, что в Москве за январь текущего года количество точек, торгующих контрафактными дисками, по сравнению с 2006 годом не изменилось.
«Торговля пиратской мультимедийной продукцией в большинстве случаев осуществляется открыто, в том числе и на арендных площадях, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям», – отмечают в гильдии.
По словам директора Российской антипиратской организации Константина Земченкова, правительство уже выпускало подобное постановление в 2003 году, только в нем не упоминалось ПО.
«Но уже прошло четыре года, и ничего не изменилось. Постановления всем хороши, но применять их никто не собирается. Проблема в коррупции милиции, которая «крышует» продавцов контрафакта. Милиционеры прекрасно знают, кто и где на их участке торгует контрафактом, и закрыть точку для них не составляет труда. Но они этого не делают», – говорит Константин Земченков.
Ситуация осложняется тем, что уровень благосостояния граждан ниже той отметки, когда большинство из них могли бы позволить себе покупку лицензионных носителей, которые ощутимо дороже пиратской продукции.
С этой точки зрения у уличной продажи дешевых копий есть преимущество перед лицензионными дисками. «Они доступны и дешевы, – говорит директор одного из московских книжных магазинов. – В этом смысле я за контрафакт». По словам собеседника газеты ВЗГЛЯД, качество в этом случае оказывается вторичным. «Главное, их можно купить дешево. Если вы знаете продавца, проблема качества исчезает», – объяснил он.
«Контрафактный мультимедийный рынок имеет подавляющее превосходство над лицензионной торговлей, – говорится в отчете ГРАВТ. – Не разработаны экономические механизмы поддержки лицензионного рынка аудиовизуальной продукции. Не проводится профилактика по недопущению торговли контрафактной продукцией среди арендодателей и арендаторов».