В четверг председатель правления Газпрома Алексей Миллер и глава BP лорд Джон Браун «обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, в частности возможность создания совместного предприятия для развития международного бизнеса компаний, в том числе в сфере сжиженного природного газа», говорится в сообщении российской монополии. В переговорах Миллера и Брауна принимал участие Тони Хейворт, глава департамента разведки и добычи BP.
Это очень положительно для ТНК-BP. Потому что лучше иметь половину чего-то, чем 100% ничего
Британский концерн владеет 50% совестного предприятия ТНК-BP, другая половина которого принадлежит российским предпринимателям Михаилу Фридману, Леонарду Блаватнику и Виктору Вексельбергу. В последнее время ТНК-ВР сталкивается с претензиями российских властей. Органы прокуратуры и Росприроднадзора обвиняют российско-британское СП в срыве плана по разработке Ковыктинского газоконденсатного месторождения, газ с которого должен поступать в Иркутскую область.
Отраслевые аналитики уверены, что проблемы ТНК-BP связаны с интересом Газпрома к разработке Ковыкты. Ковыктинское газоконденсатное месторождение – ключевой актив ТНК-BP. Его запасы оцениваются в 1,9 трлн кубометров природного газа. Директор Fim Securities по операциям на фондовом рынке Майкл Бобошко уверен, что BP и Газпром договорились о разделе Ковыкты. «Контроль перейдет к Газпрому, а оператором проекта, возможно, останется BP», – предполагает эксперт. Господин Бобошко рассказал газете ВЗГЛЯД, что недавно специалисты его компании связывались с BP. В британском концерне им сообщили, что «очень большие цифры по капитальным затратам в IV квартале были заложены под Ковыкту». «Сначала этот факт показался удивительным, – признается Майкл Бобошко. – Потом появилась неофициальная информация о соглашении между Газпромом и BP по Ковыкте. Это очень положительно для ТНК-BP. Потому что лучше иметь половину чего-то, чем 100% ничего».
Представитель российского офиса BP Владимир Буянов ограничился замечанием, что «встреча прошла конструктивно, компании обсуждают различные варианты сотрудничества». Официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов удивился предположению, что Газпром заинтересован в разработке Ковыкты. «Кто вам сказал, что Газпром заинтересован? Нет», – заявил господин Куприянов.
Пресс-секретарь ТНК-BP Александр Шадрин отказался от комментариев, сославшись на то, что российско-британское СП не выступает участником переговоров между Газпромом и BP.
Михаил Бакулев из Advanced Research считает, что BP интересует Газпром в качестве партнера на глобальном рынке сжиженного природного газа и проводника на британском рынке. «В обмен на помощь на этих рынках Газпром допустит ТНК-ВР к трубе», – считает аналитик. По мнению господина Бакулева, единственный актив, который Газпром может предложить BP, – это пакет акций компании «Славнефть». Эксперт предполагает, что российская монополия предпочтет внести свою долю в СП с британским концерном деньгами, а не активами.