На первый взгляд, в правительстве ничего не изменилось. Новые вице-премьеры заняли свои старые места за столом. Слева от премьер-министра Михаила Фрадкова сели новый первый вице-премьер Сергей Иванов и вице-премьер, глава аппарата правительства Сергей Нарышкин, а по правую руку - первый вице-премьер Дмитрий Медведев и вице-премьер Александр Жуков.
Владимир Путин – не сторонник частых кадровых изменений. При нем состав Кабинета министров стал самым стабильным за весь постсоветский период
Премьер-министр Михаил Фрадков доволен кадровыми перестановками, о которых накануне объявил президент Владимир Путин. Открывая заседание правительства в пятницу, господин Фрадков заметил, что назначение новых вице-премьеров ускорит процесс переориентации российской экономики с сырьевого экспорта на производство и продажу товаров с высокой добавленной стоимостью.
Диверсификация экономики с подачи Владимира Путина, очень увлеченного этой идеей, фактически стала еще одним национальным проектом. Ответственным за экономическую модернизацию страны в четверг был назначен экс-министр обороны Сергей Иванов. В ранге первого вице-премьера он займется координацией работы всех профильных ведомств на этом направлении.
«Мы все вместе с вами должны помочь раскрутить эту тему, используя имеющиеся заделы», – приободрил своего нового первого заместителя Михаил Фрадков. Он добавил, что повышение статуса господина Иванова «позволит не только преодолеть технологическое отставание российской экономики, но и более эффективно использовать имеющийся научно-технический потенциал».
Сергей Нарышкин будет совмещать руководство аппаратом правительства с работой в должности вице-премьера. Возвышение опытного аппаратчика в правительственной иерархии произошло с подачи премьера. Господину Нарышкину поручено курировать внешнеэкономическую деятельность.
Ранее на этом специализировался сам Михаил Фрадков.
Назначение двух новых заместителей премьер-министр оценивает положительно. Господин Фрадков считает, что перекоса в сторону силовиков не будет. По его словам, назначения не должны отразиться на остальных направлениях работы правительства, «таких как решение социальных вопросов, вопросов занятости, реального сектора экономики, взаимодействия с регионами». «Это все звенья одной цепи, – уверен Михаил Фрадков. – От того, насколько системно мы сможем организовать работу, будет зависеть оценка работы правительства».
Более сдержанно, но тоже позитивно оценивает кадровую политику Владимира Путина глава Минэкономразвития Герман Греф. Несмотря на то что сферы интересов МЭРТ и Сергея Нарышкина во внешнеэкономической сфере будут пересекаться. «Это нормальный позитивный факт, учитывая личность Сергея Евгеньевича и то, что он по факту этим занимается, – заметил Герман Греф, который пропустил заседание из-за командировки на Красноярский экономический форум. – Внешнеэкономическая деятельность как была в компетенции МЭРТ, так и останется, но Нарышкину дано поручение ее курировать».
Эксперты не удивились кадровым перестановкам в правительстве в случае с Сергеем Ивановым и Сергеем Нарышкиным. «Назначение Нарышкина я склонен рассматривать как операцию, носящую сугубо внутриаппаратный характер, - говорит заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Виталий Иванов. - Новый вице-премьер нужен исключительно для поддержки позиций Фрадкова на посту премьер-министра».
Самым спорным решением Владимира Путина специалисты считают назначение на пост министра обороны экс-главы ФНС Анатолия Сердюкова. Пример господина Иванова говорит о том, что гражданскому специалисту сложно находить общий язык с представителями Генштаба. Михаил Фрадков не скрывает от нового министра обороны, что ему придется тяжело. «Не авансируя и не переоценивая, рассчитываю, что коллеги помогут вам войти в курс дела, – подчеркнул премьер. – Мы вам поможем».
Но помощи высокопоставленных коллег по Кабинету в общении с Генштабом будет недостаточно. Особенно с учетом того, что основная задача Сердюкова – взять под контроль финансовые потоки Минобороны. Это понимают в правительстве. По словам Фрадкова, Анатолию Сердюкову придется «своей работой показать, что попал на место, которому соответствует».
Бывшему ведомству Сердюкова, в отличие от Минобороны, не стоит ждать кадровой революции. Источник в правительстве полагает, что на пост руководителя Федеральной налоговой службы может быть выдвинут нынешний заместитель руководителя ФНС Михаил Мокрецов. В последнее время именно господин Мокрецов исполнял обязанности главы налоговой службы во время отсутствия Анатолия Сердюкова.
Несмотря на возможные разногласия, кадровые перестановки в правительстве, «это результат осмысленного, продуманного подхода», уверяет Михаил Фрадков. «Настройка правительства проведена. За работу, товарищи!» – резюмировал премьер-министр.
Директор Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеслав Игрунов считает, что правительство действительно сможет на время забыть о перетрясках и заняться делом. «Владимир Путин – не сторонник частых кадровых изменений, – заметил господин Игрунов. – При нем состав Кабинета министров стал самым стабильным за весь постсоветский период».
Эксперт считает, что громких кадровых решений стоит ждать лишь накануне важных политических событий. «Возможно, они будут приурочены к выборам в Госдуму в конце 2007 года», – отмечает Вячеслав Игрунов.