В уходящем году нефтегазовая отрасль России претерпела серьезные изменения. Корпорации с госучастием усилили свои позиции за счет ослабления частных игроков.
Это одна из двух основных тенденций, отмечаемая участниками рынка. Вторая – увеличение внимания к транспортным проектам.
Российские кладовые открыты для зарубежных инвесторов, но и они должны предоставлять для обмена что-то равноценное
«Естественно, одним из важнейших событий уходящего года стало приобретение Роснефтью основных активов ЮКОСа, – рассуждает аналитик «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. – Однако это только проявление более глобальных процессов».
На сегодняшний день, по его мнению, развитие транспортной инфраструктуры в континентальных масштабах является ключом к влиянию на ценообразование углеводородных ресурсов в будущем. «Именно поэтому я отвожу первые места реализации транспортных проектов, – отмечает вторую тенденцию эксперт. – Их успех чрезвычайно важен для России и окажет решающее воздействие на стратегию развития отрасли».
Поэтому аналитик приводит следующий рейтинг событий уходящего года по их важности: начало строительства Nord Stream, приобретение Газпромом контрольного пакета «Сахалина-2», продажа активов ЮКОСа, подписание соглашений по Прикаспийскому газопроводу и решение о строительстве трубопровода Бургас – Александруполис.
«В ЕС в ближайшее десятилетие ожидается увеличение спроса на газ, снижение добычи и увеличение объемов импорта газа, поэтому трубопроводы Nord Stream и South Stream приобретают особую актуальность, – продолжает тему аналитик Собинбанка Михаил Занозин. – Столь масштабные проекты затрагивают интересы многих стран, поэтому успехи российского правительства показывают рост интеграции российского и европейского энергетического сектора».
Строительство ВСТО, по его мнению, – это пример, когда политическая воля дает новый импульс развитию ряда регионов, а нефтяным компаниям – возможность выйти на перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Благодаря строительству нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан у компаний появился стимул покупать, проводить геологоразведочные работы и разрабатывать месторождения Восточной Сибири», – резюмирует он.
Разрешение конфликта вокруг «Сахалина-2» выносит в список приоритетов этого года и аналитик Собинбанка Михаил Занозин. По его мнению, покупка 62,9% акций Ковыктинского месторождения Газпромом и распродажа активов ЮКОСа завершают эпоху консолидации стратегических газовых месторождений в руках государства и усиление позиций госкомпаний на рынках.
При этом он отмечает, что объединение компаний в крупные производственные холдинги и усиление в них участия государства – явления, присущие всему миру, а не только России. «К примеру, в этом году в Норвегии завершилось объединение Norsk Hydro и Statoil, и схожих примеров в мире достаточно много», – говорит Михаил Занозин.
Историю с компанией Михаила Ходорковского эксперт считает поучительной для рынка.
«Правительство дало ясно понять, что, работая в России, нужно чтить законы этой страны и следовать им, – рассуждает он. – Другим аспектом стало осознание зарубежными инвесторами новых правил работы в России – реализовывать все стратегически важные проекты надо с участием государства».
Разработка Штокмановского месторождения с участием норвежской StatoilHydro и французской Total, по словам эксперта, показывает, что российские кладовые открыты для зарубежных инвесторов, но и они должны предоставлять для обмена что-то равноценное.
«Конкретно в работе со «Штокманом» происходит разделение финансовых рисков и взаимовыгодное сотрудничество в сфере обмена технологиями», – констатирует он.
Одной из основных интриг уходящего года участники рынка называют ситуацию вокруг Русснефти.
«Произошло смещение предыдущего владельца компании, а новый собственник еще не определен, – говорит эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – За актив развернулось противостояние двух группировок, одна из которых аффилирована с Олегом Дерипаской, другая с Роснефтью».
По мнению аналитика, исход противостояния станет очевидным в ближайшие месяцы, потому что во избежание потерь стороны должны определиться с новым владельцем до президентских выборов. «Потом многое в отрасли может измениться», – уверен он.