Согласно данным исследования ИК «Тройка Диалог», к 2010–2011 годам наша страна станет крупнейшей потребительской базой в Европе.
Российские граждане сравнялись с немцами по потреблению пива
В исследовании «Россия: широчайший потребительский рынок Европы» отмечается, что в 2008 году около 85 млн россиян будут иметь достаточный доход для того, чтобы считаться активными потребителями – у которых ежемесячный свободный доход составляет не менее 350 долларов на человека.
В стоимостном выражении Россия выйдет в лидеры еще не скоро, отмечают эксперты, однако в физических показателях Россия выбивается в лидеры по многим рынкам. В 2006 году Россия вышла на первое месте в Европе по продажам стиральных машин и мобильных телефонов, российские граждане сравнялись с немцами по потреблению пива и стали четвертыми в Европе по автомобилям.
К концу 2008 года Россия станет крупнейшим потребительским рынком в Европе по физическим объемам продаж, отмечается в отчете. Причем речь идет не только о дешевых товарах (например, пиво и фруктовые соки), но и о более дорогих (мобильные телефоны и стиральные машины). В связи с этим эксперты прогнозируют рост на рынке слияний и поглощений в секторе ретейла.
По прогнозам Минэкономразвития, в ближайшие три года реальные доходы населения будут расти на 8–10% в год. В отчете подчеркиваются высокие темпы роста доходов и, соответственно, расходов российских граждан.
Так, по оценке «Тройки», располагаемые доходы будут расти более чем на 10% в год и число россиян с достаточно высокими располагаемыми доходами будет ежегодно увеличиваться на 5 млн человек. При этом в ближайшие четыре года объемы продаж потребительских товаров будут расти на 20–30% в год.
Доля расходов на дорогие товары, отдых и развлечения к 2010 году вырастет до 28% по сравнению с 21% в 2005 году.
По словам аналитика ИК «Тройка Диалог» Андрея Кузнецова, постепенно снижается доля тех, кому хватает доходов «только на еду», поскольку с ростом доходов расходы на товары первой необходимости растут медленнее, чем расходы в целом.
Постепенно формируется средний класс.
Так, в настоящее время четверо из пяти россиян относят себя к таковому. Уровень образования в России выше, чем в среднем по Европе, а по объему располагаемых доходов 60% населения относится к активным потребителям.
По покупательной способности Россия пока уступает развитым европейским странам, однако лидирует в группе БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). По оценкам МВФ, в 2008 году объем ВВП на душу населения в России достигнет примерно 45% от уровня стран ЕС, или 15 тыс. долларов.
По прогнозу компании ACNielsen, по стоимости потребляемых товаров потребительский рынок России станет крупнейшим в Европе к 2025 году.
По словам Андрея Кузнецова, основная причина увеличения потребительского рынка – рост экономики в целом, формирующий рост потребления. При этом потребительское кредитование стимулирует потребление в определенных секторах, в частности на рынке автомобилей и бытовой техники.
«На остальные сектора рынка влияние кредитования не столь весомо», – замечает эксперт. Проблемы с ликвидностью банков могут оказать определенный эффект на рост потребительского кредитования.
«В целом дефицит ликвидности может воздействовать на рост потребления, но вряд ли оно будет значительным», – уверен аналитик.
«На рост потребления также оказывают влияние особенности менталитета, – говорит Андрей Кузнецов. – В России не очень высокая норма сбережений». Из-за высокого уровня инфляции (фактически на уровне роста доходов) российские граждане не уверены в завтрашнем дне и сразу же тратят заработанные средства.