Государственная дума приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» и отдельные законодательные акты РФ». Он предполагает создание портовых особых экономических зон.
Принятие этого закона привлечет иностранных инвесторов
ПОЭЗ могут располагаться на территории морских (речных) портов, открытых для международного сообщения, в международных аэропортах, а также на территориях, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации морского (речного) порта или аэропорта.
В отличие от других особых экономических зон, срок действия которых лимитирован 25 годами, деятельность ПОЭЗ может быть продлена до 49 лет. Согласно проекту такие зоны не должны создаваться на участках, площадь которых меньше 50 кв. м.
В законопроекте предлагаются изменения условий регистрации лиц в качестве резидентов ПОЭЗ. В первую очередь размеры таможенных пошлин, налоговых выплат для этой компании не могут быть меньше 10 млн рублей при деятельности, связанной со складированием, хранением и торговлей товарами, не являющимися подакцизными.
Для остальных товаров этот порог не должен быть ниже 30 млн рублей. 2,5 млн рублей – планка минимальных выплат по налогам и таможенным пошлинам «при осуществлении иной портовой деятельности».
Во-вторых, при создании, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры порта объемы минимальных инвестиций составляют: при строительстве нового морского порта – не менее 100 млн евро, возведении нового речного порта или аэропорта – не менее 50 млн евро. Минимум финансовых вливаний в реконструкцию существующей инфраструктуры порта (аэропорта) – 3 млн евро.
Перечисленные объемы инвестиций, по мнению управляющего партнера НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Ивана Андриевского, допускают инвестора к ряду налоговых льгот и преференций. «Льготы получат те организации, которые непосредственно будут заниматься строительством порта или инфраструктуры, – отмечает он. – С этих компаний не будут взиматься импортные пошлины и НДС на необходимое оборудование».
Господин Андриевский поясняет, что эти игроки не будут платить налог на землю в течение пяти лет. «Ставка налога на прибыль будет снижена на 4% (с 24 до 20%)», – говорит эксперт. Инвестиции, начинающиеся с размера в 3 млн евро (реконструкция существующей инфраструктуры. – Ред.), позволят увеличить срок действия льгот до 49 лет.
«Также существует возможность, что резидент ПОЭЗ получит еще одну преференцию – свободный таможенный склад, – отмечает аналитик. – Он позволяет хранить товары, не уплачивая за них таможенную пошлину в течение трех лет».
Таким образом, по мнению эксперта, портовые зоны можно будет использовать не только для перевалки грузов, но и для хранения. «Это даст возможность хранить сезонные товары, – рассказывает он. – Спрос на них существует только в определенное время года. Получается, что, в случае его невостребованности, необязательно товар везти назад, он может дождаться сезона на складе».
Господин Андриевский считает, что инвестор получит довольно комфортные условия для работы. «Принятие этого закона привлечет иностранных инвесторов, – считает он. – Наличие ПОЭЗ увеличит грузооборот, повысит конкурентоспособность российских портов на Дальнем Востоке и их взаимодействия со странами АТЭС (Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества) и балтийских портов, где очень сильна конкуренция».
Отраслевые эксперты недовольны недостаточной информатизацией закона. В ИК «Брокеркредитсервис» считают, что работу над инициативой представители властей практически не озвучивали.
С этим утверждением согласен аналитик ИХ «Финам» Владимир Сергиевский. «Закон, на мой взгляд, в конечном виде до конца не доработан, очень много нюансов остается за кадром», – отмечает эксперт.
Но появление закона аналитик в целом расценивает положительно.
«Уверен, инициатива продиктована желанием поддерживать экономический рост в стране, который невозможен без развития транспортных потоков и расширения экономических отношений, – рассуждает он. – Большинство российских портов, через которые проходит больше 50% экспорта, находятся на грани пропускной способности. И будущее их расширение напрямую связано с развитием торгово-экономических отношений».
Объемы минимальных инвестиций, озвученные в законе, эксперт считает рыночно обоснованными. «Реконструкция объектов инфраструктуры порта меньше чем на 3 млн евро вряд ли возможна, а построить портовый актив менее чем за 100 млн евро просто нереально», – резюмирует он.