Крупнейшей сделкой на рынке российских СМИ стала покупка гендиректором компании «Газпроминвестхолдинг» Алишером Усмановым ИД «Коммерсантъ».
Растущий интерес инвесторов к онлайновым СМИ стал одной из тенденций российского медиарынка
В конце августа бизнесмен выкупил за сумму около 300 млн. долларов 100% «Коммерсанта». О возможной продаже ИД на рынке заговорили в феврале, когда его основной акционер Борис Березовский объявил о передаче всех своих российских активов давнему партнеру Бадри Патаркацишвили. Сразу после сделки новый владелец ИД сообщил, что планирует сформировать на основе ИД медиахолдинг.
Господин Усманов вел переговоры о покупке 50% спортивного телеканала «7ТВ» за 20–25 млн. долларов. Позже стало известно о переговорах по покупке двух радиочастот. В декабре Алишер Усманов приобрел основные активы ИД «Секрет фирмы» за 50 млн. долларов.
Формируемый бизнесменом холдинг пополнился журналами «Секрет фирмы», «Все ясно», «Имеешь право» и популярным интернет-изданием «Газета.ru». Газета «Бизнес» стала единственным активом «Секрета фирмы», который не захотел покупать господин Усманов. Газету намеревался купить ИД Родионова приблизительно за 10–13 млн. долларов, но сделка сорвалась.
Убыточным изданием заинтересовался владелец медиахолдинга «Московские новости» Аркадий Гайдамак. Участники рынка говорят, что газета была куплена на очень выгодных условиях: значительно дешевле, чем ее собирались продать ИД Родионова. ИД «Московские новости», куда входит одноименная газета, Moscow News и французское издание France Soir, также в марте 2006 года приобрел 100% акций радиостанции «Арсенал» (87,5 FM).
Холдинг «Проф-медиа», принадлежащий группе «Интеррос», тоже стал активным игроком на рынке слияний и поглощений. В январе 2006 года компания приобрела издательский дом «Афиша», выпускающий печатную продукцию развлекательного характера. В конце 2005 года холдинг стал владельцем крупнейшего на российском рынке дистрибьютора и производителя кинопродукции – компании Central Partnership. Затем «Проф-медиа» приобретает московский кабельный телеканал «2х2» (по оценке участников рынка, сумма сделки составила 30 млн. долларов).
В результате этой сделки медиахолдинг, уже присутствующий в сегментах радио и печатных СМИ, получил выход на телевизионный рынок. В октябре к нему прибавился канал Rambler TV (23 млн. долларов). «Проф-медиа» также договорилась о покупке 100% телеканала «ТВ-3» за 550 млн. долларов. В ноябре компания Владимира Потанина объявила о приобретении контрольного пакета (54,8%) акций компании Rambler Media (250 млн. долларов). Наряду с этим «Проф-медиа» занимается продажей Газпрому «Комсомольской правды» (в прошлом году холдинг «Газпром-медиа» также приобрел «Известия»).
В июле бизнес-империя Олега Дерипаски пополнилась ИД «ОВА Пресс». Компания РАИнКо, управляющая активами Олега Дерипаски, приобрела ИД у Russian Media Ventures. А в октябре РАИнКо приобрела блокпакет медиахолдинга «Эксперт» более чем за 10 млн. долларов и объявила о создании медиахолдинга, в который РАИнКо планирует инвестировать порядка 1,4 млрд. рублей в ближайшие пять лет. Тогда же участники сделки объявили о планах запуска журнала «Русский репортер», делового телеканала «Эксперт-ТВ» и расширения линейки журналов «ОВА Пресс».
Russian Media Ventures планирует сосредоточиться на сегменте рекламы и онлайновых СМИ. Растущий интерес инвесторов к онлайновым СМИ стал одной из тенденций российского медиарынка.
В декабре ИК «Аброс» – «дочка» банка «Россия» – стала одним из крупнейших акционеров РЕН ТВ. Эксперты не исключают, что в данном случае медиаактивы приобретаются в том числе с целью получения влияния на общественное мнение в преддверии избирательного цикла.
Компания «Промсвязькапитал», владеющая газетами «Аргументы и факты» и «Труд», также включилась в процесс слияний и поглощений. В августе «Промсвязькапитал», управляющий небанковскими активами бенефициаров Промсвязьбанка братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых, приобрел ИД «Экстра М Медиа».
Сумму сделки участники рынка оценили в 95–100 млн. долларов. Теперь братья Ананьевы ведут переговоры о продаже блокпакета акций своего медиахолдинга южноафриканскому концерну Naspers.
В последнее время крупный бизнес стал охотно вкладывать средства в медиаактивы. Ранее Кремль настороженно относился к любым попыткам крупного бизнеса создавать автономные медиаимперии. Но ситуация изменилась. Лояльные власти предприниматели получили доступ к СМИ.
Ставка «Проф-медиа» на быстроразвивающиеся Интернет и телевидение и на развлекательный сегмент в целом явно свидетельствует о том, что основная цель холдинга – прибыль от медиабизнеса. Политически значимые СМИ, такие как КП и «Известия», переходят к «Газпром-медиа».