Решение о переносе рассмотрения апелляции на пятницу было принято на заседании 7 августа. Слушание дела ЮКОСа против ФНС по существу началось 4 августа, затем был объявлен перерыв в рассмотрении до 7 августа.
Разница между 353,8 млрд. рублей и 311,8 млрд. рублей небольшая, все равно сумма очень велика, и ЮКОСу она не под силу
Московский арбитражный суд 14 июня решил включить в реестр кредиторов ЮКОСа Федеральную налоговую службу с требованием на сумму около 353,8 млрд. рублей. Налоги начислены в связи с применением компанией, в том числе в 2004 году, схемы уклонения от налогов. Схема была выявлена в ходе выездных проверок, осуществленных налоговыми органами.
ЮКОС оспорил это решение.
В частности, компания утверждала, что определение суда необоснованно и было вынесено с нарушением Арбитражного процессуального кодекса. В ЮКОСе отмечали, что заявленные требования были включены в полном объеме без детализированного расчета, таким образом, невозможно установить, из чего выводится сумма. «Определение является дословным воспроизведением доводов налогового органа», - пояснил в минувшую пятницу на слушаниях адвокат ЮКОСа. Он подчеркнул, что «нигде не указано основание возникновения задолженности».
ФНС - один из основных кредиторов ЮКОСа. 1 августа суд признал компанию банкротом и ввел в отношении нее конкурсное производство.
«Можно строить различные предположения, в деле ЮКОСа много темных пятен. По поводу штрафов должно быть отдельное заседание суда. ФНС, скорее всего, будет оспаривать это решение апелляционной инстанции. Юристы ЮКОСа в свою очередь оспаривали методологию начисления штрафов», - говорит аналитик МДМ-Банка Андрей Громадин.
Аналитики не склонны считать, что суд действует в интересах потенциального покупателя ЮКОСа, которым может стать одна из госкомпаний. «Конечно, ходят о слухи, о том, что ЮКОС выкупят, и дыма без огня не бывает. Но этот сценарий маловероятен, я бы дал ему менее 1%», - говорит начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев.
Эксперт считает, что сумма, на которую уменьшены претензии налоговиков, незначительна.
«Если бы снизили более существенно, тогда можно было бы предполагать сценарий сохранения компании. Но разница между 353,8 млрд. рублей и 311,8 млрд. рублей небольшая, все равно сумма очень велика, и ЮКОСу она не под силу. Принципиально это ничего не меняет. Нельзя сказать, что это победа компании».
По мнению аналитика, если бы государство хотело сохранить ЮКОС, «оно действовало бы другими методами, такие примеры бывали». «В случае с ЮКОСом был взят курс на ликвидацию компании», - уверен Александр Разуваев.