«Неоднозначный опыт экономик других стран, базирующихся на углеводородном сырье, обращает внимание на риск укрепления реального эффективного курса национальной валюты из-за притока иностранной валюты, полученной от экспорта сырья, – отметил кредитный аналитик Standard & Poor's Мориц Кремер. – Это в свою очередь приведет к тому, что остальные секторы экономики, кроме нефтяного, становятся неконкурентоспособными и обреченными на вымирание».
Негативное влияние оказывают сырьевая зависимость экономики, высокая инфляция и состояние инвестиционного климата
Мориц Кремер считает, что увеличивающаяся недостаточность развития других секторов, кроме нефтяного, делает российскую экономику зависимой от колебаний цен на нефть. Нестабильность цен может повлиять также на формирование бюджета России – поступления от продажи нефти и газа формируют до 50% государственных доходов, что приблизительно на 10% выше, чем в среднем в 2001–2004 годах.
Специалисты Standard & Poor's рекомендуют российскому правительству обратить внимание на то, что опасностей можно избежать, если проводить политику, которая позволит сгладить негативный эффект от возможного падения цен на нефть. Этого можно добиться, если придерживаться жесткой налогово-бюджетной политики и прилагать усилия к улучшению инвестиционного климата в стране.
Российские власти, наоборот, придерживаются мнения, что суверенный рейтинг страны будет расти. «Но никакого противоречия между мнением Standard & Poor's и российских властей нет, – уверяет газету ВЗГЛЯД глава московского представительства Standard & Poor's Алексей Новиков. – Во всех своих материалах мы подчеркиваем, что сырьевая зависимость экономики – это важный фактор для суверенного рейтинга, но он может меняться».
Аналитики S & P следят за показателями, которые влияют на рейтинг, ежедневно, но окончательное решение принимает рейтинговый комитет на основе баланса факторов, которые могут способствовать росту рейтинга или его снижению, подчеркивает Алексей Новиков. Негативное влияние оказывают сырьевая зависимость экономики, высокая инфляция и состояние инвестиционного климата.
«Увеличению рейтинга могут способствовать высокая ликвидность рынков, объем Стабфонда и золотовалютных резервов, профицит бюджета и низкая долговая нагрузка, – объясняет глава московского отделения S & P. – В отчете всегда отмечаются и негативные, и позитивные факторы, которые влияют на показатель. Рейтинговый комитет сравнивает все показатели и определяет направление движения роста – вверх или вниз».
Руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич объясняет разницу во мнениях властей и агентства разным профессиональным положением. «Агентство принимает решение внутри своей организации – сейчас рейтинг один, потом он изменится и новый показатель тоже можно будет объяснить, – сказал глава ЭЭГ газете ВЗГЛЯД. – Но даже если пока нет оснований пересматривать рейтинг, это не значит, что он не будет меняться».
При этом, по мнению господина Гурвича, факторы, которые оказывают негативное влияние на суверенный рейтинг, «не улучшаются и не ухудшаются, а сильные, наоборот, идут вверх». В частности, после досрочной выплаты долга Парижскому клубу кредиторов внешний долг России сократится до 5% ВВП. «Это очень небольшая доля, и у агентств будут серьезные основания повысить рейтинг страны», – уверен руководитель ЭЭГ.
Алексей Новиков не исключает возможности пересмотра рейтинга России, мотивируя это тем, что тенденции в экономике меняются. «Но когда соберется кредитный комитет – сказать сложно», – добавил он и подчеркнул, что агентство старается не привязываться к значению показателя, а стремится пояснить структуру проблемы. «Например, от сырьевой зависимости избавиться тяжело, но есть инвестиционный климат, и повлиять на него – посильная для правительства задача, – говорит Алексей Новиков. – И если аналитики заметят тенденцию к изменению ситуации, рейтинг будет пересмотрен».