«У российского бизнеса есть желание предсказуемости, гарантии прав собственности, и это естественно», – сказал Михаил Фрадков в ходе визита в Монголию. Предприниматели говорят, что монгольские власти не создают условий для привлечения инвестиций.
Базэл хочет преференций
Предлагаются проекты с долей «Базового элемента» в размере 10–15–18%, а нам нужны понятные правила
Руководители российских компаний пожаловались на монгольские законы в ходе встречи премьер-министров России и Монголии Михаила Фрадкова и Миегомбына Энхболда в Улан-Баторе в среду.
Глава компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска напомнил монгольским партнерам «о необходимости обеспечения прав инвесторов и предоставления им в долгосрочном плане стабильных условий по реализации проектов».
«Мы уже несколько лет изучаем Монголию и до сих пор находимся в фазе изучения», – отмечает господин Дерипаска. «Сейчас необходимо определиться, хотите ли вы, чтобы пришли новые инвесторы», – заявил глава компании, обращаясь к присутствовавшим на встрече руководителям правительства Монголии.
«Базэл» не устраивает то, что права на месторождения минерального сырья в Монголии принадлежат местным компаниям, «которые сами не занимаются разработкой этих месторождений». «Предлагаются проекты с долей «Базового элемента» в размере 10–15–18%, а нам нужны понятные правила», – возмущается владелец «Базэла».
Олег Дерипаска охотно инвестирует средства в монгольскую экономику. «Базовый элемент» в этом году приобрел пакет акций Batu Mining – второго по величине горнодобывающего холдинга в Монголии, владеющего 138 лицензиями на разработку 11 месторождений золота, серебра и меди. «Есть неопределенность с генеральными правами и проблема наличия старых акционеров», – охарактеризовал состояние бизнеса «Базэла» в Монголии господин Дерипаска.
Коллеги Олега Дерипаски из Северстали присоединились к критике. Гендиректор «Северсталь-ресурса» Роман Денискин рассказал, что его компания проявляет интерес к угольному месторождению Таван-Толгой, но лицензия на это месторождение принадлежит монгольской компании. «Никто за последние 1,5 года не вложил туда ни тугрика, ни доллара», – жалуется Роман Денискин. Объем инвестиций в разработку месторождений оценивается в 1,5 млрд. долларов, при этом проект освоения месторождений предполагает строительство электростанций, на что потребуются еще 2,5–3 млрд. долларов. По словам Денискина, Северсталь могла бы инвестировать в этот проект, но компании необходимо получить «более понятные условия от монгольского руководства».
Без льгот
Глава компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска |
Но монгольские чиновники ощущают поддержку со стороны Китая. Японские и китайские инвесторы уже представили конкретные предложения по реализации инвестпроектов в Монголии, в то время как от российских предпринимателей еще ни одного конкретного предложения не поступило, заявляет министр промышленности и торговли Монголии Базарсадын Жаргалсайхан. «Компании из Китая и Японии работают в Монголии более активно, чем российские бизнес-структуры», – посетовал чиновник и не стал обнадеживать российских партнеров.
По его словам, монгольское законодательство более либерально по отношению к инвесторам, чем законодательство «многих других стран». «Законодательство позволяет заключать долгосрочные инвестиционные соглашения, регулирующие вопросы налогообложения и тарифов», – заметил господин Жаргалсайхан и посоветовал российским предпринимателям более внимательно изучать законодательство страны.
«Мы не дадим никому специальных законов или условий, мы дадим всем равные права», – заявил министр.
Аналитиков не удивляет интерес Китая к монгольским предприятиям. «В Монголии очень хорошая геологическая картина, есть уголь, серебро, золото, медь, уран. На самом деле монгольское правительство еще до конца не определилось, с кем сотрудничать глобально – с Россией или Китаем. КНР очень активно проникает в Монголию, участвует в тендерах на месторождения», – констатировал аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов.