Решение затянувшегося водочного конфликта Финляндия намерена сделать одной из главных задач предстоящего председательства в ЕС, которое начинается в июле и продлится до конца 2006 года. Производители давно спорят о том, какие напитки можно называть водкой. Распоряжение Еврокомиссии № 1576/89 определяет параметры дистилляции водки, но не состав ингредиентов.
Инициативу Скандинавских и прибалтийских стран поддержали представители Европейской конфедерации производителей алкогольных напитков
Законопроект о статусе водки аграрная комиссия Европарламента рассмотрит в июне 2006 года. С законодательной инициативой выступили 6 стран – Финляндия, Швеция, Польша, Эстония, Латвия и Литва. Если парламентарии ЕС одобрят законопроект, на территории альянса будет запрещена продажа водки, которая произведена не на основе картофеля или пшеницы. Авторы законопроекта утверждают, что производство водки из зерна или картофеля – это «историческая традиция», а рецепт «используется столетиями». Инициативу Скандинавских и прибалтийских стран поддержали представители Европейской конфедерации производителей алкогольных напитков. Предприниматели говорят, что более точное определение термина «водка» принесет пользу как производителям, так и потребителям алкоголя.
В Великобритании законопроект считают абсурдным. Участники местного алкогольного рынка уверены, что Европарламент не должен идти на поводу у лоббистов из Прибалтики и Скандинавии. Если традиционный рецепт водки получит юридическое закрепление, потери алкогольной индустрии превысят 1 млрд. фунтов стерлингов, говорят британские производители. В самой Великобритании 20% водки производится из патоки и сахарной свеклы. Среди пострадавших от законодательной инициативы прибалтов и скандинавов может оказаться крупнейший алкогольный концерн мира Diageo. Популярный водочный бренд этой корпорации Ciroc производится на основе винограда. Директор европейского подразделения Diageo Алан Баттер считает законопроект «протекционистским и абсолютно бессмысленным». «Это попытка присвоить слово «водка». Но водка – это не скотч. У потребителей нет таких же четких ассоциаций, как в случае с шотландским напитком».
Но скандинавские производители при поддержке коллег из Прибалтики намерены вытеснить конкурентов с перспективного рынка. Швеция активно продвигает национальный бренд Absolut, а финские заводы стремятся увеличить продажи популярной водки Finlandia. Эти водки сделаны на основе картофеля и зерна. Прозрачные 40-градусные напитки, сделанные на основе других ингредиентов, лоббисты предлагают называть не «vodka», а «white spirit» (белый алкогольный напиток) или «pure alcohol» (чистый алкоголь).
Но представители Diageo и поддерживающая их Gin and Vodka Association не намерены терять европейский водочный рынок. И их позиции разделяют члены Европарламента. «Absolut и Finlandia боятся конкуренции со стороны виноградных водок, – признает лоббистский характер законопроекта евродепутат Струн Стивенсон. – Правительства Швеции и Польши запрещают продавать у себя спиртные напитки, произведенные не на основе картофеля или зерна, под названием «водка». Это их право. Но сейчас они пытаются распространить свою узкую точку зрения на всю Европу».