Президент Украины Виктор Ющенко после осмотра экспозиции 5-го Международного авиакосмического салона «Авиамир-21» заявил, что проект самолета Ан-70 имеет перспективы и будет предметом дальнейших переговоров с российской стороной на высшем уровне. «Украинская сторона убеждена, что проект Ан-70 – один из лучших проектов последних двадцати лет», – цитируют Ющенко РИА «Новости».
Украинская сторона убеждена, что проект Ан-70 - это один из лучших проектов последних двадцати лет
По его словам, характеристики этой авиамашины дают все основания говорить о том, что в ближайшие 15–20 лет она будет формировать «авангардную политику в области такого типа самолетов». «Поэтому сейчас хоронить такую модель было бы недопустимо, – считает он. – Я не разделяю тот скептицизм, который существует в том числе и в некоторых СМИ, будто судьба машины определена, а российская сторона отказалась от участия в реализации этого проекта. В самом деле этот проект жив».
В свою очередь генеральный директор Киевского государственного авиационного завода «Авиант» Олег Шевченко заявил, что Министерство обороны Украины получит самолет Ан-70 через два года. На реализацию проекта Ан-70 «Авиантом» уже затрачено 86 млн. гривен, или 17 млн. долларов, но для окончательной доводки самолета потребуется дополнительное финансирование. «Я думаю, стоимость проекта увеличится, но ненамного», – отметил генеральный директор.
Однако Россия приняла окончательное решение о прекращении своего участия в реализации совместного с Украиной проекта по производству самолета Ан-70. Об этом сообщил высокопоставленный источник в правительстве России. Он добавил, что разработки и производства такого самолета нет в госпрограмме вооружений РФ до 2015 года.
При этом, по словам российских чиновников, не менее 90% интеллектуальной собственности в работах по созданию самолета принадлежит России. По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, Украина едва ли сможет самостоятельно довести строительство самолета до конца, поскольку не обладает достаточными финансовыми ресурсами. Однако представители Украины думают иначе. Именно это может задержать окончательное размежевание России и Украины в этом проекте.
Транспортный самолет Ан-70, разработанный в ОКБ имени О.К.Антонова, был предназначен для замены в ВВС и Гражданской авиации стран СНГ самолета Ан-12. В 1994 году между Киевом и Москвой было подписано соглашение о реализации совместного проекта. Тогда же самолет совершил первый полет.
Первоначально инженеры планировали, что самолет будет вписываться в параметры машин среднего класса. Но в ходе работы, по словам главкома ВВС РФ Владимира Михайлова, транспортник вышел на класс тяжелых самолетов, аналогичных Ил-76, и по своим параметрам уступает им.
«Самолет Ан-70 с военной точки зрения: если бы он был сделан как средний самолет, может быть, был бы неплохим и, возможно, эффективным, – пояснил Михайлов. – Но как тяжелый самолет по своим параметрам он уступает российскому Ил-76. И мы не будем брать чужой самолет, по эффективности уступающий нашему».
Но, по мнению ведущего эксперта ОАО «НИИ экономики авиационной промышленности» Олега Пантелеева, помимо официальной экономической причины отказа России от Ан-70 на решение повлияли политические трения между Москвой и Киевом. И если трения уменьшатся, а Киев передумает вступать в НАТО, то и проект будет продолжен. Но это маловероятно в свете проходящих сейчас на Украине, даже на фоне яркого народного протеста, совместных с НАТО военных учений.