– Господин Сунь, какие рынки в России интересуют Haier?
– Сейчас для нашей компании, интересны, прежде всего, рынки IT-технологий и телекоммуникаций. Честно говоря, в этом отношении, для Haier Россия – один из основных рынков, среди которых числятся только Индия и, собственно Китай. При этом, хотя российский рынок пока не больше китайского, он растет очень значимыми темпами, прибавляя в объеме по 8 млрд. долларов в год. Кроме того, Россия централизует вокруг себя весь рынок СНГ, таким образом, можно говорить об объеме рынка порядка 300 млн. пользователей, что очень важно для Haier.
Наконец, российский телекоммуникационный рынок становится более прозрачным, идут переговоры по вступлению России в ВТО. Сейчас хороший период для продвижения новых китайских брендов.
В России и в Китае очень сильно отличается культура работы
– Если есть перспективы, не лучше ли открыть в России свое производство?
- На базе мобильных телефонов пока не собираемся. Производство или сборку в России имеет смысл открывать, в расчете на сокращение издержек на доставку продукции и экономию на уплате таможенных пошлин. Но пока экономические условия таковы, что в этом нет необходимости, если говорить о создании в России полного или сборочного производства мобильных телефонов.
Если же говорить о крупногабаритных товарах, таких как холодильники и стиральные машины, то в ближайшем будущем мы как раз таки намерены открыть свой завод по их производству в России.
– Отличается ли качество сборки в России и в Китае?
- Пока, я думаю, качество сборки лучше в Китае. До сих пор не было информации о том, чтобы какая-то известная компания планировала начать производство именно мобильных телефонов в России. Появляются заявления о возможности начать производство смартфонов, но для нас и это пока неприемлемо.
Мобильный телефон Haier M1000 |
– В чем преимущество сборки в Китае – стоимость рабочей силы или благоприятное финансовое и налоговое законодательство?
- Одно из главных достоинств Китая и один из главных факторов роста экономики Китая – качество рабочей силы. Для того, чтобы достичь такого же качества рабочей силы в России, необходимо вкладывать очень много средств в обучение специалистов.
Кроме того, в России и в Китае очень сильно отличается культура работы. В Китае культура работы такова, что для человека естественно в течение рабочего дня непрерывно выполнять свои обязанности. В России же традиционно распространены перекуры, чаепития во время рабочего дня.
Тем более такого рода перерывы свойственны для женщин, а именно они должны будут выполнять всю основную работу по сборке телефонов. Российские женщины даже чаще, чем мужчины прерывают свою деятельность, и у них есть для этого много поводов, например привести в порядок свой макияж.
– Чем отличается модельный ряд для Китая, Индии и России?
– Главным и определяющим принципом в данном случае является уровень развития характера спроса на рынке мобильных телефонов этих стран. Спрос в Индии по своему уровню развития – это тот же Китай, но 20 лет назад. В свою очередь характер спроса в Китае ниже, чем в России.
– Уровень развития спроса в России опережает китайский?
– Россия впереди Китая. Уровень развития спроса у нее более развит. Наиболее высокий уровень развития у России, затем идет Китай и только потом Индия.
– В чем это выражается?
– Значительно различаются потребности в характеристиках телефона. В России сейчас очень велик спрос на уникальный дизайн и сложные функциональные способности телефона. В то время как в Индии главное требование к телефону – чтобы он звонил.
– Какой уровень прибыльности в России для вас приемлем?
Мы намерены позиционировать бренд Haier в средней ценовой категории, от 120 до 190 долларов, поэтому для нас сейчас, прежде всего, важен не уровень рентабельности, а уровень узнаваемости. И только после того, как цель первого периода будет достигнута, и бренд станет знаком российскому потребителю, мы подумаем и об уровне рентабельности, и о более дорогих моделях.
Смартфон Haier N60 |
–Компания собирается расширять ассортимент поставок в Россию?
- До последнего времени в основном мы поставляли кондиционеры и холодильники. Но на сегодняшний день у нас уже заключен контракт с рядом дистрибьюторов на поставку в Россию микроволновых печей, стиральных машин, а чуть позже мы надеемся достичь соглашения по поставке плазменных панелей.
– Под каким брендом будет поставляться эта продукция в Россию?
– Haier.
– На какую аудиторию рассчитана ваша продукция во всех товарных группах?
– Что касается кондиционеров, то они позиционируются на уровне японских брендов, произведенных в Китае. Как, например, Toshiba, Panasonic, товары которых произведены в КНР. На рынке стиральных машин, конечно, нам пока трудно конкурировать с такими народными брендами, как Stinol, Ariston, Nord. Здесь основная трудность в ценовой конкуренции, так как возникают значительные производственные, транспортные и таможенные издержки. Однако пока нам удается позиционировать свою продукцию как бренд средней и выше ценовой категории и удерживать долю рынка в этой области. В прошлом году наши главные модели среди холодильников стоили 1000-1200 долларов, и надо сказать, что это цены на продукцию среднего класса таких производителей, как Bosch, Siemens, Electrolux.
Что касается рынка стиральных машин и микроволновых печей, то здесь завоевать долю рынка еще сложней, так как такие производители как Indesit и Samsung сами находятся в состоянии ценовой войны и из-за этого у них очень низкие цены. Мы собираемся продвигать на российский рынок только узкие машины, которые у Samsung и Siemens обладают глубиной 40 см, при этом у них стирать можно не больше 3,5 кг. У нас объем загрузки больше: стандартный вес – 5 килограммов белья. Примерно на таком же уровне мы собираемся позиционировать свою продукцию и на рынке микроволновых печей, то есть при меньшей общей глубине, микроволновые печи будут вмещать в себя больше продуктов.
Поставка плазменных панелей на российский рынок пока еще не началась, хотя у нас уже разработан особый, специально для России, дизайн. Но пока мы еще не заключили договор с дистрибьюторскими компаниями. Не нашли интересного нам оптовика. Поэтому об этом рынке говорить пока рано.
– Есть ли у вас в России сервисные службы?
– Да есть, по кондиционерам у нас гарантия 3 года, а по другим видам товаров – 1 год.
– Сервисное обслуживание осуществляют ваши подразделения в России или российские компании?
– Пока мы работаем с российскими компаниями.
Одно из главных достоинств Китая и один из главных факторов роста экономики Китая – качество рабочей силы (фото REUTERS) |
– Какую долю рынка компания занимает сейчас по разным видам своей продукции в России и какие у вас цели?
– По кондиционерам сейчас наша доля составляет около 5%, к концу года мы планируем завоевать 7%, а по истечении трех лет – 10%. По другим видам бытовой техники у нас долгосрочный прогноз – от 7 до 10%. Что же касается рынка мобильных телефонов, то сейчас доля Haier на рынке, по предварительной оценке, составляет около 1%, а к концу года мы планируем увеличить ее до 2-3%.
– Какой из рынков был наиболее сложным и дорогостоящим для вхождения?
– Конечно, это рынки мобильных телефонов и плазменных панелей.
– Какой бюджет необходим, чтобы войти на российский рынок?
– Как показывает практика, в среднем для продвижения бренда на рынке мобильных телефонов и плазменных панелей требуется порядка 10% от торгового оборота, а на рынке холодильников, стиральных машин и кондиционеров эти издержки в два раза меньше.
– Есть ли у вас планы по освоению и покупке российских патентов?
– Пока это действительно только в области кондиционеров, где мы ведем переговоры о покупке российского патента на производство аксессуара, позволяющего кондиционерам работать при температурах ниже минус 30 градусов. Кроме этого, в будущем мы ведем переговоры о покупке российского патента на java-игры для наших мобильных телефонов.
– Собираетесь ли вести совместные исследования с российскими учеными в какой-либо из технологических областей?
– Пока в этом нет необходимости.