«Имеются трое претендентов, желающих купить акции», – сказал во вторник глава правительства Альгирдас Бразаускас в интервью национальному радио, сообщив, что накануне принял представителей ЛУКОЙЛа. «Они приехали со своими конкретными предложениями», – отметил Бразаускас.
Политические оценки ЛУКОЙЛа
ЛУКОЙЛ еще в 1999 году хотел выкупить акции MN у литовского правительства, однако многие в Литве высказывались против продажи нефтехолдинга российской компании
Ранее в переговорах по Mazeikiu Nafta участвовали казахский государственный концерн «Казмунайгаз» и польская нефтеперерабатывающая компания PKN Orlen. В последнее время, по словам Бразаускаса, свои предложения внесли ЛУКОЙЛ и ТНК-BP, а переговоры с PKN Orlen больше не ведутся.
Три потенциальных покупателя «внесли конкретные предложения, которые очень похожи», – подчеркивает премьер-министр Литвы. Глава литовского правительства не сообщил, какую сумму за акции Mazeikiu Nafta предлагают потенциальные инвесторы. Бразаускас подтвердил решимость литовских властей выкупить у ЮКОСа пакет акций Mazeikiu Nafta и ликвидировать из договоров об инвестировании от 1999 года невыгодные для Вильнюса условия.
На вопрос, является ли ЛУКОЙЛ самым реальным претендентом на приобретение акций MN, Бразаускас отказался ответить, ссылаясь на то, что решение по этому вопросу будет принимать «не он один». Отметив, что предложения российской нефтяной компании являются «серьезными», премьер-министр Литвы напомнил, что «политические оценки ЛУКОЙЛа в Литве известны, их придется учитывать, принимая решения».
«Да, действительно, начальник департамента инвестиционного анализа и отношений с инвесторами ЛУКОЙЛа Андрей Гайдамака был в Вильнюсе и провел там консультации. Мы, в отличие от других претендентов, не хотели бы комментировать ход переговоров и называть цену. Можно только сказать, что наше предложение достаточно серьезное и конкурентоспособное. Нам этот актив интересен», – подтвердил газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Владимир Симаков.
ЛУКОЙЛ еще в 1999 году хотел выкупить акции MN у литовского правительства, однако многие в Литве высказывались против продажи нефтехолдинга российской компании, близкой к властям, и актив достался ЮКОСу. Когда в прошлом году стало известно о том, что актив снова продается, ЛУКОЙЛ подал соответствующую заявку.
Для покупки литовской компании было создано совместное предприятие с компанией ConocoPhillips, в котором ЛУКОЙЛу принадлежит 51%, а 49% – американскому партнеру российской компании ConocoPhillips, которая владеет 14,8% акций ЛУКОЙЛа.
В ноябре 2005 года вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун скептически оценивал перспективы российско-американского альянса, так как в Литве существует «серьезное политическое противодействие». Поездка президента ConocoPhillips Джима Малва в Литву не принесла результатов.
«Вице-президент Леонид Федун всего лишь высказал опасения, ведь тогда обещали, что литовский нефтехолдинг будет продан уже до конца 2005 года. Однако до сих пор процесс не завершен, и мы продолжаем консультации. К сожалению, все зависит не от нас, а в первую очередь от продавца и правительства Литвы, поэтому сейчас о сроках возможной сделки говорит рано», – отметил Симаков.
Во вторник президент Литвы Валдас Адамкус в ежегодном послании парламенту Литвы выразил надежду, что будущая деятельность подлежащего приватизации нефтехолдинга не станет зависеть от политических пристрастий тех, кто купит акции предприятия.
«Очень важно, чтобы процесс приватизации нефтехолдинга Mazeikiu Nafta не затянулся и чтобы был подобран покупатель, способный успешно и прозрачно управлять предприятием. Важнее всего – добиваться, чтобы его деятельность была как можно менее политизирована. Сектор энергетики вообще страдает от излишней политизации», – подчеркнул Адамкус.
При этом президент Литвы в своем послании выразил обеспокоенность в вопросах энергетической безопасности страны. «Некоторые факты политических реалий со стороны самых близких восточных соседей вызывают беспокойство из-за постоянно усиливающейся роли государств в экономике и общественной жизни», – заявил Адамкус.
Все зависит от цены
Президент Литвы Валдас Адамкус |
«Конечно, литовскому правительству, у которого существуют опасения, что новый владелец будет преследовать не только экономические, но и политические цели, идеально подошла бы в качестве партнера компания «ТНК-BP», которая дистанцирована от государства и в которой участвует британский капитал. Но все будет зависеть от цены предложения», – сказал газете ВЗГЛЯД аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев.
Во вторник появилась информация, что правительство Литвы и ЮКОС договорились о цене выкупаемых 53,7% акций Mazeikiu Nafta, которая составит 1,2 млрд. долларов (около 3,5 млрд. литов). Кроме того, российская сторона получит дивиденды в размере почти 1 млрд. литов из прибыли MN за 2005 год, сообщила во вторник литовская газета Lietuvos rytas. Аналитики называют эту цену вполне приемлемой для ЮКОСа.
По данным издания, сначала Литва выдвинула предложение выкупить акции у ЮКОСа за более чем 1,4 млрд. долларов (свыше 4 млрд. литов), однако на переговорах эту цену удалось снизить почти на 200 млн. литов.
Вскоре должно быть объявлено о завершении переговоров. Правительство Литвы намерено сразу продать выкупаемые акции MN, добавив к этому пакету еще 21% акций, принадлежащих государству.
Ранее появилась информация, что Казмунайгаз предложил за долю ЮКОСа в MN 1,2 млрд. долларов, PKN Orlen, по неофициальным данным, – 1,5 млрд. долларов. ТНК-BP предлагала за пакет порядка 600 млн. долларов, а ЛУКОЙЛ совместно с ConocoPhillips – около 980 млн. долларов. «Суммы предложений могут постоянно изменяться, и поэтому в отсутствие официальной информации от ТНК-BP и ЛУКОЙЛа их шаги трудно прогнозировать», – подчеркивает Дмитрий Мангилев.
Пресс-секретарь ТКН-BP Иван Гоголев подтвердил газете ВЗГЛЯД интерес к Mazeikiu Nafta. «Мы всегда интересовались эти активом и продолжаем сохранять заинтересованность. Пока рано говорит о конкретных условиях нашего участия, о доле, которую мы хотим приобрести, и цене. Пусть сначала литовское правительство выкупит акции у ЮКОСа», – сказал Гоголев.
В сентябре 2005 года после визита в Вильнюс президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова Бразаускас назвал эту компанию наиболее вероятным покупателем акций MN, затем премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас сделал ставку на ТНК-BP и даже обещал, что допустит других инвесторов к переговорам только после переговоров с российско-британской компанией.
Позднее в качестве фаворитов назывались казахский Казмунайгаз и польская PKN Orlen.
Даже если предложение казахской компании превысило суммы, которые готовы были заплатить за актив ТНК-BP и ЛУКОЙЛ, у нее все равно один минус. Казмунайгаз не предоставил гарантий бесперебойных поставок нефти на Mazeikiu Nafta, что было главным условием литовских властей.
Казмунайгазу помешала российская монополия «Транснефть». Решение казахского концерна участвовать в аукционе по Mazeikiu Nafta совпало с расторжением договора о прокачке сырья по трубам Транснефти в сторону Литвы, по которому российская компания должна была обеспечить технические возможности для прокачки 12 млн. тонн нефти казахской компании в течение 10 лет.
В последнее время казахская сторона уверяет, что ей удалось договориться с Россией о транзите нефти в Литву. Но в феврале появилась информация со ссылкой на главу Росэнерго Сергея Оганесяна, что график трансферта нефти на первый квартал не согласован. Также пока не принято окончательное решение и на весь 2006 год.