«Туркменистан до сих пор не определился с номенклатурой поставок украинских товаров за газ», – отметил он. По словам премьера, речь идет о товарной задолженности Украины в размере 80 млн. долларов. «Это резервная сумма», – пояснил Ехануров. Как только туркменская сторона направит Украине перечень товаров и услуг, Киев готов будет рассчитаться по этой части товарной задолженности.
Агрессивная позиция
Министерство иностранных дел Туркмении заявило, что Украина задерживает оплату поставленного ей природного газа, и пригрозило прекратить поставки топлива
«Я уже отдал распоряжение подготовить необходимые документы, и в среду (22 марта) мы возобновим переговоры», – заявил Ехануров. По данным туркменской стороны, долг Украины за поставки природного газа составляет 158,9 млн. долларов. Туркмения стала основным поставщиком природного газа на Украину после того, как Киев заключил соглашение с Ашхабадом об увеличении закупок туркменского газа, сократив закупки российского природного газа, сообщает РИА «Новости».
В минувшую субботу Министерство иностранных дел Туркмении заявило, что Украина задерживает оплату поставленного ей природного газа, и пригрозило прекратить поставки этого вида топлива, если украинская сторона не погасит имеющуюся задолженность.
В качестве одной из причин такого жесткого подхода туркменских властей к цене на природный газ эксперты из аналитической группы Business Monitor International называют явную нехватку средств для финансирования государственных социальных программ.
Отмена пенсий для трети пенсионеров в стране и сокращение пенсионных выплат для примерно 100 тыс. человек – это «составная часть более широкой кампании по сокращению государственных выплат на социальные нужды, включая и сокращение отпуска по родам и оплаты больничных листов», считают британские эксперты.
«Эти шаги свидетельствуют о нехватке средств у государства, – отмечают они на страницах бюллетеня Emerging Europe Monitor. – Ниязов вынужден расходовать валютные резервы на выполнение обещаний, содержащихся в принятом в прошлом году законе о льготах. Однако возникающие в результате экономические трудности грозят обернуться широкими протестами населения, что в свою очередь приведет к еще более значительным экономическим последствиям», – считают они.
Отмечая, что 90% туркменского экспорта приходится на природный газ, авторы анализа называют ряд исключительно внутритуркменских факторов, которые могут поставить под угрозу поставки газа на экспорт.
«Некоторые из противников Ниязова обвиняют его в завышении запасов туркменского газа, – отмечают эксперты. – Неясно, имеются ли в Туркменистане возможности для выполнения контрактов на поставки газа. Для того чтобы выполнить взятые обязательства, включая поставки в Иран и Пакистан, Туркменистану необходимо практически удвоить экспорт газа в нынешнем году и поставить более 80 млрд. кубометров».
«При этом все более агрессивная позиция на переговорах, хотя и оправданная ныне существующими на мировых рынках тенденциями, может заставить торговых партнеров Туркменистана отвернуться от него», – считают британские аналитики.
«Газовая игла» Запада
Сценарий с отбором российского газа Украиной вполне вероятен (фото ИТАР-ТАСС) |
Однако российские аналитики не столь склонны драматизировать ситуацию в Туркмении. «Скорее всего, Украина попытается инициировать еще один «газовый триллер», как это было в случае с Россией, – предположила ведущий специалист департамента политического консультирования Центра коммуникативных технологий «PRопаганда» Александра Семенова. – Только сейчас ей будет легче это сделать через Стокгольмский арбитраж».
«В данном случае еще большую роль может сыграть политический фактор: Туркменбаши – полностью маргинальная для Запада фигура, поэтому Украина получит сильную моральную поддержку Европы в этой схватке, а Украину это толкнет к более тесной энергетической интеграции с Европой в рамках Энергетической хартии, – продолжила свою мысль Александра Семенова. – Однако на сегодняшний день это «интеграция на словах», поскольку на деле сегодня Газпром неизбежен для Европы».
«Активно склоняя Россию к подписанию хартии, Европа лишний раз признается себе в энергетической зависимости и стимулирует Россию активнее торговаться с ней, например, в рамках G8», – пояснила аналитик.
Если допустить, что Туркмения действительно прекратит поставки газа, то ожидать очередного отбора российского газа вряд ли возможно, отмечает Семенова. «Скорее всего, Россию попросят в очередной раз заняться посредничеством между цивилизованным миром и маргиналом – Туркменбаши, – добавила эксперт. – Не исключено, что Россия добровольно займется этим, чтобы лишний раз подтвердить свой статус».
Однако ведущий эксперт инвестиционной компании «Баррель» Сергей Юров считает, что сценарий с отбором российского газа Украиной вполне вероятен, так как накануне или во время выборов оставлять население без света или тепла нерационально. «Украине так и так придется расплачиваться за отобранные излишки, поэтому чуть больше или чуть меньше ей придется платить – в данном случае роли не играет», – пояснил аналитик газете ВЗГЛЯД.
«Заключив договор с Туркменией, Украина рассчитывала, что сможет на этом значительно сэкономить, – отметил Юров. – Однако в Туркменистане тоже, как оказалось, умеют считать деньги, и теперь Украине приходится изворачиваться. Ведь подписать соглашения по товарному взаимозачету гораздо сложнее, нежели отдельное соглашение по цене за газ, так как цену приходится согласовывать по каждому товару в отдельности и этот процесс может затянуться, в результате чего Туркмения вполне может в качестве давления на украинскую сторону использовать прекращение поставок», – допустил эксперт.
«После же выборов на Украине (26 марта) киевские политики станут более уравновешенными и предпочтут не делать резких заявлений, – уверена аналитик Семенова. – И до саммита G8 принципиально ничего не изменится, вряд ли изменится и после, поскольку соскакивать с «газовой иглы» Западу некуда, а значит, обороняться Украине придется по всему фронту».