Накануне, на заседании Госдумы, заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов заявил о необходимости сократить объем госзакупок белорусских товаров.
Лукашенко реагирует на решения российских чиновников достаточно болезненно, но не паникует и выдвигает контраргументы
В МЭРТ поясняют, что речь идет не об эмбарго, а об ответных мерах на «дискриминацию российских товаров при проведении Минском госзакупок». «Каких-либо других ограничений на ввоз белорусских товаров для предпринимателей и организаций не существует.
Любой участник может покупать то, что покупал, никаких дополнительных ограничений - ни таможенных, ни квотных - нет», - утверждает господин Шаронов.
В пресс-службе МЭРТ сообщили, что еще 14 июля Андрей Шаронов направил в Минсельхоз, Минрегионразвития и губернаторам регионов письма, в которых чиновник просил предоставить «информацию о поставках товаров белорусского производства».
В письмах господин Шаронов рекомендовал коллегам составить «замечания по перечню белорусских товаров». С учетом данных замечаний МЭРТ будет сокращать долю товаров, произведенных в Белоруссии, в номенклатуре государственных закупок России.
В министерстве поясняют, что решение об ограничении импорта еще не принято. «Оно находится в стадии согласования с другими ведомствами, в том числе с Минобороны и Минпромэнерго», - говорят в Минэкономразвития, добавляя, что согласно новому закону о госзакупках, который вступил в силу с 2006 года, «Россия имеет право устанавливать такие ограничения в ряде случаев». Ограничения могут касаться товаров, аналоги которых производятся в России.
Новый закон предусматривает установление на территории страны «национального режима торговли», предусматривающего, что продукция иностранных государств допускается на равных условиях с продукцией российского происхождения. Ранее применение национального режима не предусматривалось.
Но в законе прописано, что этот режим устанавливается «исключительно на условиях взаимности».
«Если в отношении российских поставщиков или товаров в другом государстве применяются дискриминационные меры, то закон предоставляет право органу, осуществляющему правовое регулирование в сфере госзаказов, определять условия допуска иностранных товаров и услуг для государственных или муниципальных нужд. Функции этого органа выполняет Минэкономразвития», - объясняют в МЭРТ.
Белоруссия, по данным чиновников Минэкономразвития, дискриминирует товары российского производства.
«Было установлено, что в Белоруссии действуют условия, ограничивающие доступ российских претендентов к тендерным торгам, а также направленные на создание неравных условий участия в процедурах закупок российских и белорусских претендентов», - говорится в сообщении российского министерства.
Потери Минска от разрыва торговых отношений с российскими бюджетными организациями не будут велики. Россия закупает белорусские товары примерно на 200 млн. долларов в год. Белоруссию пока не испугали даже угрозы Газпрома, который добивается увеличения цен на газ для Минска. Если стоимость сырья вырастет в соответствии с планами российской газовой монополии, то расходы Белоруссии на обеспечение топливного баланса возрастут более чем на 1 млрд. долларов.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко реагирует на решения российских чиновников достаточно болезненно, но не паникует и выдвигает контраргументы. По его словам, повышение цен на газ Минск компенсирует ростом платы за транзит российского сырья в Европу, но при этом Москва «потеряет последнего союзника» и «опозорится».
Сейчас Минск занят поиском альтернативы российским поставкам. Александр Лукашенко рассчитывает на диалог с Азербайджаном. В частности, Белоруссия заявила о готовности оказать Азербайджану помощь в транзите нефти в Польшу и Прибалтику. В обмен Минск заявил о намерении принимать участие в добывании энергоресурсов на территории Азербайджана.