На прошедшей неделе было объявлено, что «Русал» и «Базовый элемент» раскрыли структуру своих собственников перед ЕБРР и Международной финансовой компанией, согласно обязательствам по заключенному ранее соглашению, связанному с выделением российской стороне крупного кредита на финансирование проекта «Коми Алюминий». Процедура на первый взгляд вполне рутинная (через подобное прошли многие отечественные ФПГ), однако на сей раз приведшая к несколько неожиданным результатам.
Собственно то, что Олег Дерипаска – главный акционер обеих российских компаний, было ясно изначально (по крайней мере после того, как свою долю в капитале алюминиевого гиганта ему уступил год назад Роман Абрамович). А вот то, что он еще и единственный владелец обеих структур (миноритарии отсутствуют), стало сюрпризом.
Однако более существенным представляется «сухой остаток». А именно – что личное состояние Дерипаски достигает сейчас, по оценкам, 12 млрд. долларов (по итогам 2004 г. – примерно вдвое меньше). Иными словами, в списке богачей-россиян он переместился на второе место, немногим уступая лидеру рейтинга – Абрамовичу.
Металлурги на марше
В конце прошлого года «Базэл» осуществил прорыв на рынке московской недвижимости, получив контроль над рядом столичных строительных предприятий
В последнее время наметилась любопытная тенденция: в списке «самых-самых» россиян - нефтяных магнатов начали активно теснить «металлические короли». До последнего времени наиболее успешным здесь был владелец 89,8% акций НЛМК Владимир Лисин, чье состояние по итогам 2005 года было оценено в 7,7 млрд. долларов (самый богатый отечественный бизнесмен, постоянно проживающий на территории России).
Однако теперь Дерипаска оставил его далеко позади. В верхних строках списка присутствуют также Алексей Мордашов («Северсталь») и Александр Абрамов (Евразхолдинг), не говоря уже о таких давно известных фигурах, как Владимир Потанин и Михаил Прохоров («Интеррос»).
Казалось бы, динамика цен на нефть сейчас заведомо выше, чем на металлы, и не вполне понятно, почему нефтяников оттирают с первых ступеней «пьедестала почета». Скорее всего дело тут в том, что уже миновал пик роста капитализации российских НК, связанный с подготовкой и проведением размещения IPO – и, соответственно, с повышением уровня прозрачности этих структур.
А вот ФПГ, связанные с производством металлов, подошли к этому только два-три года назад, что и дало в сочетании с благоприятной ценовой конъюнктурой столь убедительные результаты.
Необычный металлург
Депутат Госдумы Сулейман Керимов (фото: compromat.ru) |
Впрочем, деятельность Дерипаски не ограничивается алюминием: по оценкам, стоимость «Русала» составляет лишь половину контролируемых им активов. Деятельность «Базового элемента» весьма диверсифицирована, и уже объявлено о его реструктуризации: пять самостоятельных подразделений будут решать вопросы энергетического, машиностроительного, ресурсного, строительного секторов, а также финансовых услуг. В империю Олега Владимировича входят, к примеру, «ГАЗ» и страховая компания «Ингосстрах».
А в конце прошлого года «Базэл» осуществил прорыв на традиционно закрытом рынке московской недвижимости, получив контроль над рядом столичных строительных предприятий, включая «Главмосстрой«». По некоторым оценкам, теперь доля структур Дерипаски в этом сегменте рынка составит до 15%.
При этом немаловажным обстоятельством является то, что активы были приобретены по цене заметно ниже рыночной – порядка 250 млн. долларов. Промежуточным же этапом стала весьма скандальная история с захватом власти в СРК «Развитие», к которому, по сообщениям СМИ, был причастен авторитетный предприниматель и депутат Госдумы Сулейман Керимов («Нафта-Москва», Мосстройэкономбанк), как утверждают, он действовал по заказу «Базэла».
Это, кстати, один из элементов фирменного стиля Дерипаски («зачем платить больше?»), проявившийся еще в 1990-е. Впрочем, логика предпринимателя понятна: если можно без прямых нарушений закона приобретать активы по низким ценам – нет смысла этим пренебрегать: «just business».
В результате, на сегодняшний день, структуры «Базэла» являются, пожалуй, самым крупным игроком на российском рынке недружественных слияний и поглощений. Это особенно отчетливо проявилось в целлюлозно-бумажной промышленности: многие владельцы ЦБК при упоминании фамилии Дерипаски едва не хватаются за сердце.
У многих наверняка осталась в памяти затяжная битва между «Базэлом» и компанией «Илим Палп», сопровождавшаяся грандиозной шумихой в прессе. Дело тогда кончилось тем, что крупным акционером «Илим Палпа» стал контролируемый государством Внешторгбанк, бороться с которым, похоже, не под силу даже могущественному олигарху.
А вот с другими ЦБК (к примеру, Архангельским) эпопея еще далека от завершения. При этом интерес проявляется (это относится и к другим отраслям) к предприятиям не просто крупным, но и высокорентабельным, что вполне логично.
Член «семьи»
Роман Абрамович (фото: ИТАР-ТАСС) |
Понятно, что для ведения подобной деятельности просто больших денег недостаточно. Один из проверенных талантов Дерипаски - умение налаживать лоббистские контакты во властных структурах. Это, собственно говоря, проявилось еще в начале его деятельности – когда под контролем молодого алюминиевого короля фактически оказалась вся Хакассия, где располагается первый его крупный актив, СаАЗ (приобретен в конце 1994 г.).
Добавим к этому и то, что в разное время Дерипаске приходилось партнерствовать с рядом крупнейших отечественных бизнесменов, и с большинством из них он сохранил доброжелательные деловые отношения.
И еще один существенный момент. В 2001 году Дерипаска женился на Полине Юмашевой, дочери бывшего главы президентской администрации Валентина Юмашева, который спустя пару месяцев сочетался браком с дочерью Бориса Ельцина Татьяной Дьяченко.
Таким образом, Дерипаска стал членом «Семьи» не только в переносном смысле, но и в самом прямом. Да, к этому моменту Ельцин уже года полтора не был президентом, но «влияние Семьи» все еще было велико: такие «дружественные» фигуры, как Александр Волошин и Михаил Касьянов по прежнему занимали весьма высокие посты.
Сейчас, однако, ситуация явно изменилась. И неудивительно, что тот же Роман Абрамович стал довольно недвусмысленно дистанцироваться от «Семьи» - причем еще до того, как он начал избавляться от активов в России. Дерипаска от активов отнюдь не избавляется, и даже их наращивает. При этом основной его бизнес – алюминиевый - шагнул за пределы не только России, но и СНГ, оставаясь при этом высокорентабельным.
По размерам «неденежных» активов на территории страны Олег Владимирович сегодня – несомненный лидер отечественного частного бизнеса, причем активы эти довольно быстро растут. При этом, как видно из начала статьи, делаются попытки добавить своему бизнесу прозрачности и респектабельности.
Стратегия, заметим, уместная для любого сценария дальнейшего развития событий. В большую политику Дерипаска никогда не лез, а потому участь владельцев ЮКОСа ему скорее всего не грозит. Если дальнейшее расширение бизнеса будет санкционировано на самом верху, то «частный капиталист России №1» будет процветать и дальше.
В противном случае, бизнес его уже прошел «предпродажную подготовку» и может быть представлен к выкупу по вполне достойной цене. Благо, пример уже не раз упоминавшегося выше Романа Абрамовича – перед глазами.