Экономика

8 ноября 2005, 23:34

Из Москвы пустят прямой экспресс до Шереметьево

Фото: ИТАР-ТАСС

Правительство Московской области решилось на строительство дополнительной железнодорожной экспресс-ветки, которая соединит Савеловский вокзал с аэропортом Шереметьево напрямую. Решимости правительству прибавила инициатива администрации аэропорта. До этого переговоры о строительстве шли в течение четырех лет. И вообще планировалось пустить ветку от Ленинградского вокзала.

Правительство Московской области во вторник приняло постановление о строительстве железнодорожной линии до аэропорта Шереметьево. Губернатор Подмосковья Борис Громов давно стремился к этому.

Международное шоссе

В рамках создания нового транспортного пути к аэропорту планируется реконструкция Савеловского вокзала Москвы

По словам первого замминистра транспорта Подмосковья Александра Митусова, электропоезда будут курсировать между Савеловским вокзалом и терминалом Шереметьево-2. Новая железнодорожная ветка пройдет по территориям Химкинского, Мытищинского районов, а также городов Долгопрудный и Лобня.

По словам Митусова, Ленинградское шоссе не справляется с доставкой пассажиров в аэропорт Шереметьево, который в 2004 году принял 12,8 млн. пассажиров. По прогнозам к 2010 году эта цифра возрастет до 24 млн.

Новая железнодорожная ветка от платформы «Шереметьевская» Савеловского направления до терминала аэропорта Шереметьево-2 может быть запущена уже в 2007 году. «Строительство займет 1,5 года, - уточнил Митусов. – Думаю, в следующем году оно уже начнется».

Замминистра также рассказал, что в рамках создания нового транспортного пути к аэропорту планируется реконструкция Савеловского вокзала Москвы, в результате которой авиапассажиры смогут перед посадкой на электричку- экспресс оформить необходимые документы. На строительство железнодорожной ветки и реконструкцию вокзала, по его словам, потребуется около 1,5 млрд. рублей. До этого размер инвестиций подмосковное правительство оценивало в 2,9 млрд. рублей.

«Заказчиком выступит аэропорт Шереметьево или ОАО «РЖД». Это вопрос технический», - заявил Митусов.

Помимо этого он сообщил, что планируется построить три транспортные развязки на Долгопрудный и Лобню, а также дорогу от Дмитровского шоссе. На эти цели потребуется уже около 18 млрд. рублей. До этого только на строительство автомагистрали от МКАД до аэропорта Шереметьево предполагалось выделить 32,2 млрд. рублей.

По словам Митусова, развитие Шереметьева сдерживает отсутствие достаточного автомобильного и железнодорожного подхода к аэропорту. «Магистраль «Москва - Санкт-Петербург» исчерпала запас пропускной возможности», - подчеркнул он.

Началось все еще летом 2001 года. 11 июля министр путей сообщения Николай Аксененко, вице-премьер Москвы Иосиф Орджоникидзе и директор ОАО «Аэрофлот» Валерий Окулов подписали соглашение о строительстве в 2002 году железнодорожной ветки от Ленинградского вокзала до Шереметьева. Стоимость строительства оценивалась примерно в 60 млн. долларов.

Следует учесть, что администрация Московской области тогда боролась за установление контроля над аэропортом с Юрием Лужковым, но никто из представителей подмосковного правительства приглашен на подписание соглашения не был.

Международные стандарты

Юрий Лужков
Лужков еще в 1998 году подписал программу «Город–аэропорт».

По этой программе по заказу московского правительства уже были выполнены проектные работы по прокладке трассы в аэропорт Внуково и Зеленоград, разрабатывалось технико-экономическое обоснование по организации движения от Шереметьева до Ленинградского вокзала, не говоря уже о 150 млн. долларах, потраченных на разработку проекта скоростной трассы от «Москвы-Сити» до Шереметьева-2.

На первом этапе реализации проекта (он был рассчитан на 2001–2003 годы) планировалось соединить строящийся терминал Шереметьево-3 с Ленинградским вокзалом. Для этого предполагалось проложить два пути длиной 5,2 км от аэропорта до пересечения Октябрьской железной дороги с Международным шоссе. Далее, до Ленинградского вокзала, построить пути протяженностью 22,5 км.

Разветвляться пути должны были в районе платформы «НАТИ», где планировалось построить пересадочную станцию со всеми возможными удобствами для пассажиров. Но для этого потребовалось бы создать на вокзале отдельную зону для обслуживания нового поезда и проложить от станции «Химки» до аэропорта 7 км железнодорожного пути. Кроме того, необходимо было бы реконструировать действующий участок от Ленинградского вокзала до станции «Химки».

По предварительным данным на строительство участка от нового терминала в Шереметьеве до Ленинградского вокзала потребовалось бы 57 млн. долларов. Предполагалось, что проект окупится за 7 лет ввода при назначении ежедневно 50-60 пар поездов.

Составы должны были быть оборудованы мягкими креслами, кондиционерами, телевизорами и барами. Но главное - электрички ходили бы круглосуточно. Днем интервал движения – не больше 10-15 минут, ночью – час-полтора. Стоимость поездки в скоростном поезде оценивалась примерно в семь долларов.

На втором этапе предполагалось задействовать Московскую окружную железную дорогу для организации движения от Октябрьской железной дороги до «Москвы-Сити» и далее в аэропорты Внуково и Домодедово. По первоначальному замыслу столичных властей ветка от Шереметьево до «Москвы-Сити» должна была стать первым участком скоростной транспортной системы для связи аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово с центром города.

В 2000 году канадская фирма SNC Lavalin в соответствии с международными стандартами разработала технико-экономическое обоснование строительства этого участка трассы. Общественный совет по градостроительству при правительстве Москвы одобрил прохождение скоростной трассы по следующему маршруту: вдоль линии Московской кольцевой железной дороги, затем вдоль Октябрьской железной дороги и Международного шоссе до Шереметьева-1. Весь проект оценивался в $720 млн и должен был завершиться к 2007 году.

Уставной капитал

Схема предполагаемой трассы до аэропорта Шереметьево
У мэрии было еще несколько вариантов соединения Шереметьева с Москвой: с помощью дополнительной линии метро, монорельса, расширения Ленинградского шоссе или строительства платной автомобильной дороги. Также помимо Ленинградского вокзала на связь с Шереметьево претендовал и Савеловский. У Ленинградского вокзала было несколько преимуществ.

Время доставки пассажиров к аэропорту по этому направлению значительно меньше, кроме того, было бы возможно поступление пассажиров еще с трех других московских вокзалов: Ярославского, Казанского и Курского. А в перспективе есть возможность организации транзитного сообщения с выходом на Московскую кольцевую железную дорогу, что обеспечило бы связь с Домодедово и Внуково через терминал на Красной Пресне («Москва-Сити»).

Но, не дождавшись согласования внутри РЖД и правительства Москвы с Подмосковьем, 21 ноября 2004 г. Шереметьево запустило специальный маршрут с Савеловского вокзала с пересадкой на автобусы в подмосковной Лобне. В дальнейшем предполагалось сооружение в 2005 году специальной платформы на станции «Лобня», которая расположилась бы в непосредственной близости к месту посадки в автобусы, следующие до Шереметьево.

Затем на Савеловском вокзале должен был быть оборудован специальный зал для организации приемки багажа аэропассажиров. При этом расписание движения электропоездов составлено таким образом, что не произойдет отмены действующих пригородных маршрутов электропоездов на участке Москва - Лобня.

Спустя некоторое время аэропорт вообще решил сам найти деньги для строительства ветки - шестикилометрового ответвления от основной дороги - и учредил оператора проекта - 100%-ную «дочку» «Аэроэкспресс».

Об этом сообщил 5 мая 2005 года председатель совета директоров Шереметьево и по совместительству министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Уставной капитал «Аэроэкспресса» составил 5 млн. рублей на начальном этапе. Согласно проекту, предложенному Мосгипротрансом, железнодорожная ветка будет идти от Савеловского вокзала до терминала Шереметьево-2, где у «Новотеля» будет уходить под землю и образовывать транспортную станцию, на которую в будущем будут прибывать поезда из бизнескомплекса «Сити».

На завершение проектирования отведено 9 месяцев. Инвестиции на этом этапе составят 500 тыс. долларов. «Аэроэкспрессу» было поручено разработать технико-экономическое обоснование, оформить права на землю и найти соинвестора, которому аэропорт готов был передать до 75% акций «Аэроэкспресса».

Всю стройку Шереметьево оценило в 3,5 млрд руб., а срок окупаемости проекта - в пять лет. Деньги должны вернуться из прибыли от продажи билетов, которые стоят порядка 120 рублей. О своем желании участвовать в данном проекте, по словам Левитина, заявили Росбанк и компания Transgroup AG. Запуск железнодорожного сообщения с Шереметьево планируется в конце 2006 - начале 2007 года.

На сегодняшний день загрузка экспрессов составляет 70%.

И вот в развитии этого уже фактически состоявшегося направления правительство Московской области утвердило строительство дополнительной ветки от станции «Шереметьевская» до аэропорта Шереметьево.

Текст: Дмитрий Скворцов

Вам может быть интересно

На подлете к Москве уничтожили шестой с полуночи беспилотник
Темы дня

«Дело Бутягина» изменит российско-польские отношения

Варшавский суд арестовал российского археолога Александра Бутягина, которого задержали польские спецслужбы по запросу Украины. Киев обвиняет ученого в «уничтожении культурного наследия» во время раскопок в Крыму. В Москве назвали обвинения абсурдными. В экспертной среде отметили научный вклад Бутягина в мировую археологию и предположили ответные шаги Москвы.

Россия открыла путь к последним «крепостям» ВСУ в Донбассе

Российская армия взяла в ходе СВО очередной значимый рубеж – освобожден город Северск, и тем самым открылась прямая дорога на Славянск и Краматорск. Как была проведена эта операция, за что Владимир Путин лично поблагодарил командующего Южной группировкой российских войск и почему происходящее имеет не только военное, но и политическое значение?

Медведев назвал идею референдума Зеленского «средним пальцем» в адрес США

ЕС начал процедуру долгосрочного замораживания российских активов

Долина спела «Три белых коня» хором с публикой

Новости

МОК рекомендовал допустить к турнирам юных спортсменов из России с флагом и гимном

Исполнительный комитет Международного олимпийского комитета (МОК) рекомендовал федерациям допускать российских и белорусских спортсменов к юношеским соревнованиям с флагом и гимном.

Bloomberg: Украинские дроны атаковали нефтеплатформу «Лукойла» на Каспии

Украинские беспилотники атаковали нефтедобывающую платформу «Лукойла» на месторождении имени Филановского в Каспийском море, сообщает Bloomberg со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.

Зеленский допустил вариант голосования по вопросу о будущем Донбасса

Глава киевского режима Владимир Зеленский не исключил возможность организации общенационального голосования, в рамках которого украинцам могут предложить ответить на территориальные вопросы.

Герасимов сообщил о ведении уличных боев за Гуляйполе

Начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил о штурме Гуляйполя и освобождении ряда населенных пунктов, включая Кучеровку и Куриловку, российскими военными.

Эксперт: Освобождение Северска подчеркнуло печальное положение ВСУ

Освобождение Северска подтверждает правильность избранной армией России тактики и открывает возможности для ее дальнейшего продвижения вглубь Донбасса. Регулярные совещания президента с военными, участие в них командиров с передовой и их подробные доклады дают России важное преимущество, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Павел Данилин. В четверг Владимир Путин провел совещание о ситуации в зоне спецоперации.

Адмирала США допросили в Конгрессе про убийство выживших в море лодочников

Адмирал Фрэнк Брэдли, командующий операцией ВМС США, оказался в центре скандала после того, как дал приказ уничтожить двух выживших на лодке, подвергшейся атаке американских сил вблизи Тринидада. Он был вызван в Конгресс, где сейчас изучается его дело – действия адмирала вызывают вопросы о соблюдении международного права.

Путин: Планы ВСУ сдержать наступление России в Северске провалились

Президент России Владимир Путин на совещании о ситуации в зоне спецоперации заявил, что украинские военные попытались создать укрепленный район в районе Северска для сдерживания наступления российских войск, однако их расчеты не оправдались.

Риелтор Долиной оказался экспертом по схемам мошенничества с жильем

Риелтор, участвовавший в продаже квартиры Ларисы Долиной Полине Лурье, ранее выступал в СМИ как эксперт по защите от мошеннических схем на рынке недвижимости, сообщает RT.

Грузия предложила Туркменистану свою территорию для транзита газа

Грузия готова содействовать Туркменистану в поставках газа через свою территорию, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Белоусов поздравил российских бойцов с освобождением Северска

Министр обороны Андрей Белоусов поздравил личный состав 6-й и 123-й отдельных гвардейских мотострелковых бригад с освобождением населенного пункта Северск в Донецкой народной республике, сообщило Минобороны.

Победитель «Евровидения-2024» отказался от трофея из-за участия Израиля

Победитель конкурса «Евровидение-2024» Nemo из Швейцарии отказался от своей награды из-за допуска Израиля к участию в состязании.

Захарова обвинила Зеленского и его супругу в преступлениях против детей

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге рассказала о фактах насилия и нарушений в отношении украинских детей, включая акции фонда Елены Зеленской.
Мнения

Антон Крылов: Гниющий Евросоюз остается ключевым политическим игроком планеты

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе, а в итоге Советский Союз рухнул первым.

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов