Развитие Азиатско-Тихоокеанского региона впечатляет президента России. «Часто можно слышать о вызревающем здесь экономическом чуде, – отмечает президент России в своей статье. – В этих утверждениях есть свой резон. Хотя мне по душе более прагматичный подход. Ведь на чудо можно только уповать. А мы имеем дело с результатами масштабной и напряженной работы, которую проводят государства АТР».
Россия – часть АТР
В наших действиях и планах мы исходим из того, что Россия – неотъемлемая часть АТР
В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) производится две трети глобального ВВП и сосредоточена значительная часть мировых инвестиционных капиталов. «Россия стремится вносить свой реальный вклад в экономическое развитие этого региона, – пишет Владимир Путин. – Прирост ежегодного товарооборота нашей страны со странами АТР составляет более 20%». С Китаем, например, торговля растет на 20–30% в год, и по итогам текущего года, очевидно, выйдет на рекордную цифру – 25 млрд. долларов.
«В наших действиях и планах мы исходим из того, что Россия – неотъемлемая часть АТР, – отмечает президент. – Этот регион – не только пространство бурного экономического роста. Здесь проявляется одно из позитивных следствий глобализации – постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития различных регионов мира», – уверен Владимир Путин.
Еще одной отличительной чертой АТР Путин называет высокую динамику интеграционных процессов, которые позитивно влияют на формирование нового, более справедливого мироустройства. Он отмечает, что продуманная интеграция, опирающаяся на отлаженно работающие институты и механизмы, может эффективно обеспечить безопасность и процветание.
При этом развитие России может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции, подчеркивает глава российского государства. «Конструктивная вовлеченность в эти процессы – наш стратегический выбор, важнейшая задача на обозримую перспективу, – подчеркивает Путин. – Этими соображениями руководствовалась Россия при присоединении в 1998 году к форуму «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество». Сегодня на пространстве АТР – это самый представительный механизм консультаций, совместного обсуждения ключевых региональных и международных вопросов», – отметил президент.
Эпидемия холеры у немцев
Саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2004 году. |
Экспортная Как отмечает Путин, с самого начала своего участия в Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) Россия ставила на ключевое место свой технологический потенциал, который имеет отличные перспективы. Причем не только в сфере промышленности, но и в равной степени в области медицинских и биологических технологий. «АТЭС может гордиться своей ролью в обуздании атипичной пневмонии, – рассуждает глава России. – Сейчас пришло время использовать этот опыт для борьбы с птичьим гриппом. Это наша общая проблема. Поэтому мы должны нанести этой эпидемии превентивный удар, чтобы она из «птичьей» не стала человеческой. Имею в виду не только опыт карантинных мер, но и общие программы разработки и производства вакцин. Россия имеет здесь неплохой опыт и возможности», – подчеркнул Владимир Путин.
Согласен с президентом и ведущий специалист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. С его точки зрения, ни у одной страны мира нет таких наработок, как у России, по биологическому мониторингу, проведению профилактических мероприятий, принятию конкретных мер в рамках чрезвычайной ситуации, разработке вакцины в сложных условиях и ее повсеместному применению.
В благополучных странах, таких регионах, как Западная Европа и Америка, подобных сложностей преодолевать не приходилось, к тому же развитию этих технологий не способствует общий менталитет властей этих стран. Достаточно вспомнить, как ликвидировалась ситуация в Новом Орлеане, рассуждает Дмитрий Белоусов. «В нашей стране до таких масштабов бедствие бы не довели, – уверен аналитик. – Безусловно, была бы проведена массовая принудительная эвакуация. Это, конечно же, вызвало бы многочисленные возгласы со стороны правозащитных организаций о недопустимых действиях со стороны милиции в адрес гражданского населения, но зато МЧС России не допустило бы того, чтобы люди умирали от голода». По сведениям Дмитрия Белоусова, российское Министерство по чрезвычайным ситуациям – одна из лучших служб мира в своей области.
Другим свидетельством качественности наших противоэпидемиологических служб является отсутствие проблем с холерой и чумой. Одни из основных мировых очагов этих болезней в историческом масштабе расположены именно на юге России. Но, кроме единичных случаев, об этих болезнях в нашей стране даже не вспоминают, утверждает аналитик Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
В пользу наших технологий – свидетельство Великой Отечественной войны: когда во время Сталинградской битвы среди немцев началась эпидемия холеры, она не перекинулась на нашу сторону, заявляет Дмитрий Белоусов. Это произошло именно благодаря стараниям наших медицинских работников.
Опередить Китай
Транссиб |
Перевозка грузов через территорию России оказывается намного дешевле, чем иные торговые пути, отмечает президент, имея в виду грузопотоки «между двумя мощными центрами мировой экономики – тихоокеанским и европейским». «У нас уже накоплен серьезный практический опыт в этой сфере. Но проекты такого рода требуют международного сотрудничества в рамках большого региона. АТЭС как раз и является механизмом такого сотрудничества», – объясняет Путин.
Однако, по мнению Дмитрия Белоусова, значительную конкуренцию в этом России может составить Китай, который тоже может связать Запад и Восток, и в этом вопросе главное скорость реконструкции терминалов по Транссибу и достройка одного его участка. Если нам удастся опередить Китай, то никаких других конкурентов на линии Запад – Восток не предвидится.
И для победы в этой гонке у России есть все возможности. Главная из которых – «необходимость построить всего несколько сотен километров железнодорожных путей против тысяч, которые предстоит покрыть китайцам». Однако есть и некоторое «но» в этом вопросе – чиновничья волокита. Белоусов уверен, что с подачи президента все удастся преодолеть.
Президент призывает задуматься о тех огромных возможностях, которые открывают транспортные проекты, рассматриваемые в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Речь о транспортных и иных магистралях, пересекающих просторы Центральной Азии. «Они также открывают большие перспективы для транзита между тихоокеанским и европейским регионами и будут напрямую влиять на ускоренное развитие регионов, через которые эти магистрали проходят», – подчеркивает глава российского государства.
Он также отмечает, что АТЭС предоставляет возможности для сотрудничества в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, развития малого и среднего предпринимательства, инновационных технологий. «В августе этого года российская делегация приняла активное участие во встрече АТЭС по малому и среднему бизнесу. Это важный сигнал о подключении к тихоокеанскому партнерству сотен небольших российских компаний, которые в любой стране являются основой экономического развития», – напомнил президент.
Участие в АТЭС – один из неоспоримых и долгосрочных приоритетов внешнеполитической и внешнеэкономической линии России в АТР, подытоживает Путин. Наша цель – содействие хозяйственному и социальному развитию своей страны, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока, заявляет президент. В связи с этим он намечает две главные задачи.
Первая из них – применять в России, сообразуясь с национальными интересами, потребностями и возможностями, общие установки и коллективный практический опыт. «Вторая задача – продвижение через АТЭС российских технологий, концептуальных разработок, методик, а также – конкретных продуктов, образцов техники и оборудования, – заявил Путин. – Все это может быть использовано для реализации программных целей форума. Соответствующий потенциал у России есть. И такая форма «российского нашествия» будет, я уверен, только приветствоваться нашими партнерами по АТЭС».
По мнению Дмитрия Белоусова, один из важных аспектов технологического «нашествия» – передача не отдельных компонентов, а систем целиком, тогда прибыль от выхода российских технологий на рынок АТР будет значительной и постоянной, а не разовой. Но председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин уверен, что при нынешнем стиле правления Россия максимум, что сможет выжать из рынка АТЭС, – 1 млрд. долларов, что не сопоставимо ни с возможностями России, ни с потенциальным объемом рынка. В интервью газете ВЗГЛЯД Делягин заявил, что для выхода российских технологий на внешний рынок необходимо прекратить запугивание ученых. И надежда на возможность переосмысления властями своих действий пока еще остается, подытожил ученый.