Культура

17 августа 2012, 17:20

В прокате фильм режиссера Ульриха Зайдля «Рай: любовь»

Фото: Ulrich Seidl Film Produktion GmbH

Люди, знающие об Австрии друг от друга, называют ее «сонной» и «благочинной», не принимая в расчет исторический факт: Австрия – родина вальса и психоанализа, с нее началась сексуальная революция в Европе. Об этом нам напоминает фильм австрийского режиссера Ульриха Зайдля «Рай: любовь».

Картину Ульриха Зайдля, вошедшую в программу Каннского фестиваля, не очень уверенно называют «фильмом-скандалом», хотя сейчас из истории пожилой женщины, отправляющейся на эротическую ловитву в экзотическую страну, уже не сделаешь приличного скандала – слишком много было высосано из этой ситуации детективов, мелодрам, а также детективчиков и мелодрамочек, осложненных клубничным компонентом.

Название фильма можно перевести с приличного на общечеловеческий язык как «Кения: разврат

В нем слишком много откровенных сцен, которые не являются ни эротическими, ни порнографическими. Взгляд режиссера бесстрастен и беспристрастен. Если попытаться представить, кем мог бы быть создатель фильма в жизни, то это вполне может оказаться ученый евнух, изучающий человеческую природу с познавательными целями. В фильме не менее шести сцен с обнаженными персонажами, эти сцены отличаются друг от друга, каждая из них расширяет зрительскую эрудицию, но ни одна не заставит трепетать проклятые эмоции, которые кинозал деликатно прикрывает темнотой.

Название фильма «Рай: любовь» вполне прозрачно. «Раем» обыватель часто называет экзотическую страну с полудевственной природой и невинной культурой, а «любовью» (в составе идиомы «займемся любовью») обыватель называет те отношения, которые иначе, чем любовью, называть неприлично. Таким образом, название фильма можно перевести с приличного на общечеловеческий язык как «Кения: разврат».

Сюжет фильма легко поддается пересказу, ибо сюжетом его и не назовешь. Сюжет – последовательная связь событий во времени. Событие – факт, меняющий линию действий героя. Поскольку линия действий героини фильма не меняется на протяжении двух часов, фильм можно назвать бессобытийным, а стало быть, и бессюжетным. Тереза, рыхлая и закомплексованная жительница Вены, уныло докучает своей толстой и равнодушной дочери материнскими попреками и советами. Дочь лежит в обуви на тахте, не отрываясь от экрана мобильника. Затем дочь и кошка препоручаются заботам родственницы, а Тереза, вняв совету подруги, уезжает на отдых в Кению. Осуществляя трансфер от аэропорта до отеля, Тереза узнает два слова, необходимых для правильного понимания культуры принимающей стороны: «Джамбо!» («Привет!») и «Хакуна матата!» («Не парься, старина, всё отлично, никаких проблем!»).

#{image=655111}«Хакуна матата» – мы узнали про эти слова (и мировоззрение) из оскароносной песни к мультику «Король Лев»  (музыка Элтона Джона, слова Тима Райса). В мультике эту песню исполняли два беззаботных зверька, верно передающих житейские воззрения народов, говорящих на суахили (это не только кенийцы, суахили – рабочий язык Африканского союза).

В отеле брезгливая, помешанная на санитарии (в австрийской действительности) Тереза яростно протирает антисептиком умывальную и унитазную раковину – на эту процедуру тратится ровно столько кинематографического времени, сколько пришлось бы потратить в реальности. Это особенность художественного языка всего фильма в целом – Ульрих Зайдль добивается эффекта соприсутствия – ни одна сцена в фильме не сокращается средствами драматургии или кино – герои говорят в кадре в том темпе и так долго, как если бы не воспроизводили действительность, а создавали ее. Это относится и к тем сценам, которые в других фильмах носят название эротических.

Бывалая подруга раскрывает Терезе глаза на местные черно-белые нравы. В целом ее доктрина исчерпывается словами «Хакуна матата!». «Чернокожие все на одно лицо», – рассеянно декларирует Тереза. «Это только поначалу. Скоро ты научишься различать их по размеру», – поясняет подруга. «По росту?» – недоумевает героиня. Подруга поясняет, что не по росту.

После этого начинается долгая ловитва Терезы в среде готовых быть пойманными мужчин. Первый (неудачный), Второй (поначалу удачный, но меркантильный), Третий (отверженный), Четвертый (удачный, меркантильный, но к этому Тереза уже готова). Пятого подруги (кружок из трех венских дам, задержавшихся в Кении) дарят Терезе на день рождения. Шестой огорчает Терезу тем, что имеет кое-какие постельные принципы. Фильм не имеет конца, но тенденция понятна. Когда Терезу спросили, надолго ли она приехала в Кению, та уклончиво ответила: «Надолго». Дочь, которая реагирует на любые проявления своего мобильника, «забывает» поздравить Терезу с днем рождения, несмотря на серию намеков со стороны матери. Очевидно, что в Австрии Терезу никто не ждет, а на кенийском побережье каждый день ждут черные мужчины, каждый из которых дает надежду на возможность настоящей любви. А Терезе нужна настоящая любовь – во всяком случае, так она думает и говорит.

У Терезы есть литературная предшественница мадам Бовари, героиня старого французского романа (1856). Та тоже была романтической натурой и искала истинного чувства. Беда, что Эмма Бовари не видела разницы между словами «любить» и «завести любовника». Ульриха Зайдля и Флобера роднит не только образ центральной героини, но и преподнесение проблемы. Флобер был сыном врача и стремился к созданию «объективного романа»: «Возьмите жабу, челюсть осла или какого-либо другого животного. Вы можете описать их, создать из них препарат, но выражать свое мнение о них вы не вправе», – объяснял Флобер своим современникам. Точно так же к предельной объективности стремится Ульрих Зайдль – его фильм лишен хоть какой-нибудь морально-оценочной окраски. Два часа просмотра – это два часа ожиданий, что наконец-то режиссер явит свою позицию вроде: «Вот ведь какие они, эти так называемые приличные женщины!», или «Бросив дочь, она лишилась того, что имела, но не нашла того, что искала!», или «Развратив черную расу, белые ищут в ней светлых чувств – их поиски напрасны!» – и так далее. Фильм Зайдля подобен научному докладу о состоянии австрийских дел в Кении. Дело объективного художника – объективно представить проблему, а делать моральные выводы – дело моральных людей. Хотя моральные люди редко становятся моралистами и предпочитают отмалчиваться. Что же касается моралистов, то свой диагноз они поставили: «Рай: любовь» – это скандал, не лишенный пикантных сценок.

Текст: Арсений Дежуров

Вам может быть интересно

Песков объяснил уведомление США о пуске ракеты «Орешник»
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Лавров: Украинцы на передовой разговаривают на русском языке

Украинские законы направлены на истребление русского языка, хотя на передовой большинство украинцев продолжают говорить на русском языке, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

NYT: США и Европа предложили вернуть Киеву ядерное оружие

В США и Европе обсуждают как возможную гарантию безопасности возвращение Киеву ядерного оружия, от которого Украина отказалась после распада СССР, сообщила газета The New York Times (NYT).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Лукашенко потребовал учитывать интересы Минска на переговорах по Украине

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил важность защиты интересов Минска в переговорах между Россией и Украиной, подчеркнув необходимость самостоятельного решения славянских народов без вмешательства извне.

Фицо не испугался критики ЕС за поездку в Москву на парад 9 мая

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что не боится европейской критики за свой визит на парад Победы в Москве, подчеркнув суверенитет Словакии в этом решении.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?