Культура

Джаник Файзиев

«Тема до сих пор больная»

22 февраля 2012, 22:25

Фото: РИА "Новости"

21 февраля состоялась всероссийская премьера фильма «Август. Восьмого», повествующего о драматичных событиях из жизни обычных людей, которые волею судьбы оказались в зоне военных действий во время российско-грузинского конфликта 2008 года. Некоторые комментаторы уже назвали фильм пропагандистским, а запланированная премьера картины в Баку была в последний момент отменена, результатом чего стал скандал. О том, в чем на самом деле заключается месседж фильма и как его воспринимают зрители, газете ВЗГЛЯД рассказал режиссер-постановщик Джаник Файзиев.

Когда мы смотрим на Данаю, на которую золотым дождем нисходит Зевс, то первый уровень восприятия дает самую поверхностную картину: мы видим просто голую женщину, лежащую на кровати

ВЗГЛЯД: Что вы можете сказать о такой радикальной политизированной реакции на ваш фильм, как отмена премьеры в Баку?

Джаник Файзиев: Я воспринимаю это исключительно как политическую игру. В таких случаях принято цитировать известную фразу: «Я Пастернака не читал, но осуждаю». Такой подход для меня, как, думаю, и для вас, остался в далеком прошлом, он выглядит признаком какой-то средневековой дикости. И иначе как проявлением средневековой дикости я этот демарш назвать не могу. Тем более что в нашей практике был совсем другой случай. В одном из кинотеатров Киева отказались работать с нашей картиной, сообщив нам, что ее показ не был одобрен директором кинотеатра. На мой вопрос о причинах такого решения мне ответили, что она, то есть директор, считает фильм пропагандистским. Тогда я спросил, нельзя ли с ней поговорить, и через какое-то время она мне позвонила. Я сказал, что уважаю ее точку зрения, но у меня только одна просьба: приехать и посмотреть наше кино. Она говорит: «Ну хорошо, я приеду и посмотрю, и тогда уже, надеюсь, смогу аргументированно вам объяснить, что вы как художник не имеете морального права на политическую ангажированность». Я отвечаю: «Да, конечно, буду счастлив, если вы проведете со мной такую беседу». Она приехала на просмотр, после чего позвонила мне и сказала только одну фразу: «Спасибо вам, вы сняли потрясающий фильм, и мы будем его показывать». Понимаете, что получается? Люди боятся чертей, которых носят с собой. Есть такое замечательное выражение: песок не в пустыне, а в голове бедуина.

ВЗГЛЯД: Не было ли в ваш адрес угроз с грузинской стороны?

Д. Ф.: Слава Богу, пока нет (улыбается). Более того, на премьере были некоторые из моих грузинских знакомых, а в Moscow Times написали, что какие-то журналисты специально привели на показ нескольких грузин. Я подробно еще не читал, но, насколько я понял, эти грузинские ребята говорили, что в фильме все так, как они хотели: он о том, что война – это большое несчастье для всех, пока политические машины двух стран меряются силами, простые люди по обе стороны линии фронта страдают. Примерно то же самое говорят и мои друзья из Грузии: по их мнению, это просто интересный фильм, поднимающий общечеловеческие проблемы, а то, что это случилось с нами, делает его только интереснее с философской точки зрения.

#{image=604252}ВЗГЛЯД: Насколько я знаю, изначально вы никак не соотносили ваш фильм с политической ситуацией. Вас не смущает, что ваша работа попала в контекст информационной войны вопреки вашему замыслу?

Д. Ф.: Каков бы ни был замысел того или иного произведения, оно все равно имеет несколько пластов. В одной большой работе, посвященной восприятию искусства, автора не помню, приводится такой пример. Когда мы смотрим на Данаю, на которую золотым дождем нисходит Зевс, то первый уровень восприятия дает самую поверхностную картину: мы видим просто голую женщину, лежащую на кровати. И только второй уровень позволяет нам разглядеть живописную палитру, воспринять колористику, а третий и четвертый – соотнести изображение с сюжетом мифа, оценить метафору и понять, какие месседжи художник посылает миру. Точно так же обстоит дело и с нашим фильмом – людям, которые хотят увидеть в нем политическую составляющую, мы не можем помешать ее увидеть. В свое время я был страшно удивлен, когда фильм «Турецкий гамбит» в некоторых изданиях назвали патриотическим. Он снимался просто как приключенческое кино, но, после того как он вышел на экраны, многие стали всерьез обсуждать его историческую ценность. Люди часто видят не то, что им показывают, а то, что они хотят увидеть.

ВЗГЛЯД: Как бы то ни было, ваш фильм называют пропагандистским.

Д. Ф.: Да, причем многие начали выражать подобное отношение к нему, опять-таки его еще не посмотрев. Может быть, это происходит потому, что тема грузинской войны – до сих пор больная. Непонятно, как можно, не видя фильма, о нем судить. Это все тот же принцип «не читал, но осуждаю». На ранней стадии производства фильма мы проводили исследования: показывали еще не законченный фильм случайно отобранным людям с целью понять их реакцию, понятен ли им сюжет. По итогам акцент именно на политической линии фильма сделали приблизительно 1–1,5% респондентов, между тем как прочие зрители, то есть 98% опрошенных, либо не замечали этой линии в принципе, либо искренне воспринимали ее как естественную часть сюжета.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: И все-таки часть общества склонна прислушиваться к так называемым экспертным оценкам, а их нередко дают люди, ведущие себя в соответствии с пресловутыми двойными стандартами. Например, тот факт, что чуть ли не каждый второй американский фильм является пропагандистским, их почему-то не смущает, и даже некоторые интервьюеры общаются весьма предвзято.

Д. Ф.: Разговаривая со своими коллегами, я все время подчеркиваю, что мы только учимся быть настоящими кинематографистами и делать кино, адресованное широкой аудитории. Если вы хотите, чтобы ваше кино смотрели в кинотеатрах, вы должны знать и любить своего зрителя. Однако подобным вещам должны учиться не только кинематографисты, но и журналисты. Думаю, что двойные стандарты, о которых вы говорите, мешают нашему развитию во многих областях. Но предвзятые отзывы не вызывают у меня раздражения – я понимаю, что это болезнь роста. Огорчают ли они меня? Ну да, немного огорчают. А провокационный стиль интервью связан еще и с представлением о том, что задача интервьюера – разозлить собеседника, потому что тот якобы способен говорить искренне, только будучи рассерженным. Но вот недавно мне звонил из Лондона Сева Новгородцев, и наш разговор как-то сам по себе превратился в дружескую беседу о жизни и об искусстве. В такой беседе открывается и проговаривается гораздо больше, чем при попытке задать нарочито неприятные вопросы.

ВЗГЛЯД: Сценарий фильма «Август. Восьмого» написан американским сценаристом Майклом Лернером. Почему вы привлекли именно его, и быстро ли удалось достичь взаимопонимания?

Д. Ф.: Я стремился совместить все лучшее, что было в советском и российском кинематографе, с тем, что на сегодняшний день может предоставить Голливуд. Мне хотелось, чтобы кино было приключенческим, остросюжетным, захватывающим. Поэтому я решил объединить опыт, накопленный мной и моими коллегами, с навыками американского профессионала. К счастью, кинематографисты всего мира говорят на одном языке, пусть и невербальном, мы легко и быстро понимаем друга. К тому же американский профессионал – это прежде всего человек, который пытается найти с тобой общий язык. Никаких сложностей у нас с Майклом не было, мы с самого начала в достаточной степени доверяли друг другу, хотя до этого он в России не бывал, был только в Средней Азии в качестве военного корреспондента. Прежде чем начать работать, я провез Майкла по Цхинвалу и по Осетии, показал ему русские квартиры, объяснил, что такое спальный район и в чем разница между хрущевками и современными зданиями. Ознакомил с какими-то основными вещами, чтобы выработать общую систему кодов. Сценарий был сделан на основе короткого синопсиса, истории, которую я написал в виде рассказа. Работа над сценарием заняла два с половиной месяца, что по нашим меркам равно скорости света – обычно этот процесс длится не меньше года. Результатом я доволен на 100% – кино получилось зрелищным. Все, кто его смотрит, говорят, что два часа пролетают на одном дыхании.

ВЗГЛЯД: Военные эпизоды фильма сняты скорее по голливудским, чем по российским стандартам. Считаете ли вы, что российская армия показана вами реалистично, или здесь все же присутствует доля условности, стремление привести картинку к некому общемировому знаменателю?

Д. Ф.: Я считаю, что сегодня для сцен экшна не существует локальных стандартов, потому что все мы – дети информационного бума и индустрии компьютерных игр. Сначала мне казалось, что компьютерные игры – это какой-то отдельный иллюзорный мир. Но потом, проводя консультации с военными, я стал возить с собой ребят, которые у меня занимаются компьютерной графикой. И они сказали одну вещь, которая стала ключевой для нашего кино. Они признались, что почувствовали себя внутри компьютерной игры, в которой нет ни паузы, ни кнопки Save.

ВЗГЛЯД: У каких военных вы консультировались?

Д. Ф.: Я взял список людей, удостоенных звания Героя России, и стал их обзванивать по порядку. Прототип одного из наших главных героев – действующий командир разведроты Алексей Ухватов, который откликнулся одним из первых. То, что вы видите в фильме, – это на 90% его рассказы.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

Законопроект «О прозрачности иностранного влияния» одобрен в Грузии во втором чтении
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Захарова призвала Латвию показать список стран, «разрешивших» Украине бить по России

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

NYT: В библиотеках Европы украли издания русских классиков на 2,6 млн долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

BI: РЭБ России успешно уничтожает американское оружие точного наведения

Очередное американское оружие точного наведения, поставленное Украине, было нейтрализовано российскими средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), сообщает Business Insider.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

ВС России поразили штаб оперативного командования ВСУ «Юг»

Авиация, ракетные войска и артиллеристы Вооруженных сил России за прошедшие сутки поразили штаб оперативного командования украинской армии «Юг», а также живую силу и технику противника в 112 районах, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев опубликовал в своих соцсетях поздравление с Праздником весны и труда с переделанным советским военным плакатом, на котором вместо Гитлера изображен президент Украины Владимир Зеленский.

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Для киевского режима наступает критический момент, предстоящие месяцы для него станут «довольно мрачными», утверждает Bloomberg.

Спецназовец «Ахмата» откопал себя ножом из-под завалов после удара ВСУ

Командир группы «Ахмат» с позывным «Кыпчак» заявил, что откапывал себя ножом 14 часов из-под завалов, которые образовались из-за атаки украинских военных.
Мнения

Глеб Кузнецов: Как начиналось 1 Мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?