Те, кто родился в 1970-е, да и не только они, сегодня окончательно прощаются с детством. Ведь именно Валентина Толкунова спела песню «Кабы не было зимы», прозвучавшую в мультфильме «Зима в Простоквашино» и неповторимо запечатлевшую сугубо детский, ничем не омраченный вариант повседневного уюта. Песню, в которой говорится о ежедневном зимнем счастье и о новогоднем празднике, доступных во всей полноте только детям. Всего два с половиной куплета, ставших музыкальной жемчужиной всей нашей мультипликации – разноцветного детского мира.
Прощайте, голуби» – едва ли не самая проникновенная советская песня о прощании с детством
И пусть основным детским, «мультипликационным» певцом был и остается Олег Анофриев, но Толкуновой здесь выпала в каком-то смысле главная роль − роль поющей мамы. И это удивительно точно гармонирует с природой ее дарования.
Миллионы людей, для которых песни в исполнении Толкуновой стали частью жизни − частью до такой степени естественной, что порой даже незаметной, – слышат, прежде всего, не безупречное пение, не нюансы интонации и даже не прекрасные мелодии. Все это можно оценить, вслушавшись, став поклонником, знатоком, коллекционером. Но еще до всего этого на подкорку записывается сам голос Валентины Толкуновой, который звучит негромко, непринужденно, бесконечно светло и ласково. Так, как умеют очень немногие и как говорят со своими детьми самые хорошие матери. Просьбу из знаменитой песни – «мне снова детство подари» − чудесным образом выполняла сама певица, обращаясь к своему слушателю.
Неслучайно и в тех песнях Толкуновой, которые не обращены к детской аудитории, так много вариаций на детские темы. Вспоминаются не только «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики» или «Идет ребенок по земле», но и обретшая благодаря Толкуновой одну из лучших своих версий «Прощайте, голуби» − едва ли не самая проникновенная советская песня о прощании с детством.
Многие говорят о фольклорных корнях ее манеры. Но эти корни переплелись с совершенно другими, и именно такое переплетение дало пусть неброский, но мгновенно узнаваемый и по-настоящему оригинальный образ. Валентина Толкунова взяла все лучшее из своего музыкального опыта, сумев объединить разные стихии в одну. Начав с занятий в детском хоре под руководством Исаака Дунаевского, она уже в ранней молодости стала профессиональной джазовой певицей, оказавшись в вокальной группе оркестра «ВИО-66». Но своей общеизвестной, классической ипостасью она обязана, конечно, исключительно советскому эстрадно-симфоническому репертуару. В освоении которого, в свою очередь, ей помогли джазовые навыки, точнее, умение взаимодействовать с оркестром.
В начале 1970-х Владимир Шаинский отдал ей свою песню «Ах, Наташа», которую молодая исполнительница спела на творческом вечере корифея советской поэзии Льва Ошанина, что и стало первым шагом к славе. Это был сакраментальный счастливый миг, изменивший судьбу – тот самый, который обычно бывает в жизни больших артистов.
Пение Толкуновой покоряет полным отсутствием какого-либо пафоса, редким для того времени, на которое пришлись становление и расцвет ее дара. Она, как и другие большие певцы уходящей эпохи, будь то Муслим Магомаев или Людмила Зыкина, была чужда камерности, пела об общезначимом и глобальном – «Если б не было войны», «Я на подвиг тебя провожала». Но удерживалась, тем не менее, в диапазоне задушевной беседы один на один. Благодаря этому сокровенному дару пения-разговора она однажды смогла заговорить со всей страной. И, конечно, именно этот дар сделал Толкунову непревзойденной исполнительницей песен о любви. К стране, к детям, к каждому из нас.